Напишите мне | 41579585 | RSS | Follow MyEstonia_ru on Twitter
Разделы новостей
Россия - Эстония [552]
Политика - Эстония [177]
Экономика - Эстония [209]
СМИ - Эстония [55]
Культура - Эстония [527]
Театр - Эстония [130]
Кино - Эстония [186]
Выставки - Эстония [277]
Концерты - Эстония [175]
Бизнес - Эстония [134]
Технологии и наука - Эстония [210]
Образование - Эстония [59]
Общество - Эстония [833]
Недвижимость - Эстония [154]
Работа - Эстония [34]
Природа - Эстония [106]
Здоровье - Эстония [133]
Туризм - Эстония [359]
Транспорт - Эстония [122]
Спорт - Эстония [232]
Таллин 2011/Tallinn 2011 [65]
Новый год 2013 в Эстонии [8]
Новый год 2012 в Эстонии [12]
Новый год 2011 в Эстонии [18]
Новый год 2010 в Эстонии [24]
Новый год 2009 в Эстонии [22]
Видеоновости [143]
Главная » 2009 » Июнь » 5 » В Таллине строили лучшие в мире эсминцы
В Таллине строили лучшие в мире эсминцы
19:44
Первые в России серийные подводные лодки были построены в Ревеле. А также лучшие в мире на тот период эсминцы. Об этом и многом другом можно узнать в музее концерна BLRT Grupp.

Недавно заводской музей, переоборудованный и обновленный, вновь открылся для посетителей. Теперь его площадь расширена, а экспозиция дополнена историей бывшего Морского завода, в свое время вошедшего в состав концерна.

Руководитель музея Ми­хаил Удальцов, которому в сентябре исполнится 85 лет, — прирожденный музейщик, историк. В его трудовой книжке только одна запись: 7-й завод, позднее переименованный в Морской. Работал здесь с 1949-го года до конца 90-х, когда завод был объявлен банкротом. И на общественных началах руководил заводским музеем.

12 альбомов Гаврилова
«То, что я создавал годами, ребята из Морского музея вывезли к себе за три дня — банкротный управляющий продал или просто отдал им все», — рассказал Удальцов. По его словам, еще более грустная история произошла в 1926 году, когда Петровская верфь, как тогда называлось это предприятие, также обанкротилась, и по решению суда ее архив был сдан в макулатуру.

Тем не менее, Удальцов уверяет, что историю Морского завода знает досконально. «По крохам разыскивал информацию в российских и местных архивах», — пояснил он.
«Когда мне предложили заняться восстановлением музея, я пошел на Морской завод, чтобы собрать то, что сохранилось, обзванивал бывших работников, в общем, кое-что удалось наскрести», — рассказал Удальцов.

Михаил Удальцов, ТаллинМатериалов по истории Балтийского судоремонтного завода сохранилось больше. Но и здесь не обошлось без потерь. «Первый директор завода полковник Иван Александрович Гаврилов, возглавлявший его с 1912-го по 1917-й годы, после революции уехал в Бразилию и увез с собой 12 альбомов с фотографиями и документами», — рассказал Удальцов.

Фото Гаврилова — в самом начале экспозиции. А рядом — фотография знаменитого авиаконструктора Ильюшина. Точнее, две: на одной — трижды герой Социалистического труда, на другой — он же, только еще никому не известный юноша, трудившийся ма­шинистом-экскаваторщиком на строительстве Русско-Балтийского завода в Ревеле. «Гаврилов поддерживал с Ильюшиным отно­шения и вроде бы переслал ему эти альбомы, но где они, выяснить не удалось, — рассказал Удальцов».

Тем не менее, на стендах музея достаточно фотографий, отражающих историю завода с первых дней строительства. Много также фотографий людей, оставивших след в истории обоих предприятий. Среди них — император Николай II. «Он утверждал их уставы», — пояснил Удальцов.

Первая страница устава АО «Ноблесснер», предшественника Петровской верфи, 7-го и Морского завода, представлена на стенде. «Государь император устав сей рассматривал и высочайше утвердить соизволил в Царском Селе в 1-й день декабря 1913 года», — написано наверху. Первый параграф указывает цель — «для постройки в России военных и коммерческих судов всех типов и наименований».

Не только фотографии, но и модели многих из них можно посмотреть в музее. Кстати, Удальцов из­готовил их своими руками. Вот модель подводной лодки. «На заводе «Ноб­лесснер» за три года сделали девять подводных лодок — это были первые в России серийные субмарины, — рассказал Удальцов. — Был получен заказ на изготовление еще 26 океанских лодок, но революция нарушила все планы».

А вот — модель эскадренного миноносца. «На Русско-Балтийском заводе делали тогда лучшие в мире эсминцы, развивавшие скорость до 45 узлов», — утверждает Михаил Александрович.

Трудные годы завода
«Всего в дореволюционный период на этом заводе построили один крейсер, 5 эсминцев, 4 тральщика, 16 канонерских лодок, — сыпет цифрами Удальцов. — Начали также делать гигантский док водоизмещением 40 000 тонн, да не закончили».

Экспозиция, охватывающий период с 1918-го по 1944-й годы названа так: «Трудные годы завода». Более четверти века трудных лет? «В эти годы на этой территории располагались десятки мелких фирм, не имеющих отношения ни к судостроению, ни к судоремонту», — пояснил Удальцов.

Завершился этот период в сентябре 1944 года взрывами всех зданий и причалов — перед отступлением немцы не оставили камня на камня на этой территории. Позднее все было восстановлено.

Удальцов продолжает мастерить модели судов и изучать историю предприятия. Он уверяет, что находит все новые подробности. «Через три года 100-летний юбилей завода, — напомнил Михаил Александрович. — Книгу надо бы писать. Пока об этом ничего не говорили, но я на всякий случай делаю наброски».

Музей
Музей BLRT Grupp
• Таллин, ул. Копли, 103, здание заводоуправления;
• Посещение по предварительной записи по тел. 610 2798 с 8.00 до 13.00 с понедельника по четверг. 0

Категория: Выставки - Эстония | Просмотров: 1648 | Добавил: Zelig | Рейтинг: 0.0/0 |
Тэги материала:BLRT Grupp, Ильюшин, Гаврилов, Удальцов, Морской музей, Морской завод, Ревель, музей, Петровская верфь
Еще материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 19.07.2025, 12:44
Календарь новостей
«  Июнь 2009  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100