Главная » 2012»Октябрь»24 » KUMU приглашает на выставку графики Аво Кеэренда и Эви Тихеметс
KUMU приглашает на выставку графики Аво Кеэренда и Эви Тихеметс
12:42
Со среды, 24 октября в кабинете графики
Художественного музея KUMU будет открыта выставка «Аво Кеэренд и Эви
Тихеметс. Цвет в эстонской графике». На примере творчества двух
классиков эстонского искусства – Аво Кеэренда и Эви Тихеметс на выставке
будет продемонстрировано появление чистых цветов и геометрических форм в
эстонской графике советского периода.
«На смену серым и чёрным тонам, в 1960-х годах, когда
соцреализм и так называемый «суровый стиль» в искусстве уже исчерпали
себя, в эстонской графике появились мощные яркие цвета, - рассказывает
куратор выставки и хранитель коллекции графики Художественного музея
Эстонии Анне Унтера. – В изобразительном искусстве внимание с
повествования и описания переместилось в сторону сосредоточения на
внутреннем процессе развития объекта и проблемах, связанных с окружающей
средой. При помощи цвета - сознательно или бессознательно,- выражались
оптимизм, вера в прогресс и доктрину социализма с человеческим лицом
1960-х годов».
Аскетическая чистота геометрических фигур, наряду с
яркими цветами, создавала иллюзию равновесия и гармонии. Сильным
импульсом для развития эстонской графики в 1960-70-е годы, хоть и
несколько опосредованно, стали абстрактный экспрессионизм и поп-арт.
Аво
Кеэренд (1920–2012) уже в середине 1960-х годов начал использовать в
своём творчестве разноцветные декоративные формы высокой печати (гравюра
на линолеуме и пластике). В то время он представлял на выставках
биоморфные изображения и фигуральные произведения искусства, от которых
позже полностью отказался.
Серия работ «Стереоскопические формы»
(1969, гравюра на линолеуме) сформировала основу его поздней,
модернистской графики. Геометрические произведения Кеэренда 1970-х годов
указывают на наследие модернизма в его общемировом масштабе (Пауль
Клее, Хуан Миро), а также на новое кубистско-конструктивистское
направление эстонского искусства 1920-х годов.
Аво Кеэренд учился
на отделении графики в 1936-1940 гг. в Государственном
художественно-промышленном училище в Таллинне. Во время Второй мировой
войны был фронтовым художником, в 1945-1946 годах находился в плену в
Чехословакии. Возвратившись в Эстонию, Кеэренд продолжил учёбу в ВУЗах
Тарту и Таллинна, закончив в 1946 году Тартуский Художественный институт
по специальности живописи. Как график он был одним из самых плодовитых
эстонских художников, а также - долгожителем, сумевшим завоевать широкое
международное признание. Аво Кеэренд скончался 5 июня 2012 года. Данная
выставка, демонстрирующая его раннее творчество, стала поклоном в
сторону художника.
Эви Тихеметс (р. 1932 г.) первой начала в
1968-69 годах экспонировать цветную графику. Начальным пунктом цветовой
магии её творчества стала литография «Красная королева» (по мотивам
произведения Льюиса Кэррола «Алиса в Стране Чудес»), выполненная в 1967
году. Для интерьера гостиницы «Виру» в 1972 году была заказана
абстрактная «Геометрическая композиция», которая, однако, в гостиницу
так и не попала. Произведение положило начало появлению графических
панно в творчестве Тихеметс.
И всё же, впечатляющие
геометрические изображения Тихеметс связывала в основном с портретами и
фигурами, изображёнными схематически или на фотографиях, и выполненными в
разных техниках (например, сухая игла). Создавая портреты своих друзей и
сподвижников, график указывала на сложные психологические процессы,
оставаясь, в пределах игры с формами, художником социальной
направленности. К примеру, на эстампе «Поэт» она использовала сделанный
Яаном Клышейко фотопортрет поэта Пауля-Эрика Руммо, поместив его на
главное место в красном четырёхугольнике, интерпретированном
впоследствии как красное солнце.
Эви Тихеметс закончила в 1958
году Государственный Художественный институт Эстонской ЭССР (нынешняя
Художественная академия), по специальности художника-оформителя книги.
Её творческая биография очень длинна, художница также завоевала
международное признание. Выставка ранних цветных работ Эви Тихеметс в
Художественном музее KUMU является комплиментом художнице по случаю её
юбилея.