В начале 2008 года Марко Асмер осуществил
часть мечты своей жизни — попал в команду BMW Формулы-1. Правда, всего
в качестве тест-пилота, но зато в настоящую команду Формулы-1!
 Вход в «королевскую
серию» открылся, и казалось, что осталось сделать только один маленький
шажок, чтобы стать основным пилотом. А теперь…
Теперь надежда
Асмера стать основным пилотом серии Формула-1 угасла. Нет больше
сияющей мечты, нет контракта тест-пилота, нет места ни в серии Ф-1, ни
в какой-либо другой серии. Есть только печальная реальность — по воле
судьбы спортивная карьера Асмера закончилась. Все двери закрылись.
Разве что чудо может вернуть его в профессиональные автогонки. Но в чудеса Асмер больше не верит.
Красивая карьера «По
состоянию на нынешний день моя карьера закончилась. Конечно, я хотел бы
пойти до конца и участвовать в гонках Ф-1. Но, к сожалению, этого не
произошло. Это был очень красивый период в моей жизни, красивая
карьера. Но жизнь продолжается», — сказал 25-летний Марко Асмер.
Какие
чувства охватили Асмера после горького осознания того, что карьера
профессионального спортсмена закончена? Разочарование? Грусть? Гнев?
«Я не грущу. Все-таки нам удалось добиться многого. Я горжусь и собой,
и своей семьей, особенно отцом и другими помощниками. То, что нам
вообще удалось подняться так высоко, все равно во сто крат превысило
все первоначальные цели», — ответил он.
Как это ни печально,
но главной цели эстонскому спортсмену так и не удалось добиться. В
качестве основного пилота Ф-1 он не стартовал ни на одном из
соревнований. Почему?
На вопрос, что нужно было сделать
по-другому, ответил Тойво Асмер, который все эти годы поддерживал
своего сына: «У нас спрашивают, нужно ли было согласиться на
предложение Toyota или пытаться двигаться дальше в какой-нибудь другой
серии.
Но, как ни крути, а конечной целью все равно является
серия Формулы-1. В нее мы попали, но с BMW. А то, что BMW по финансовым
соображениям отозвала свои силы, — это стечение неприятных
обстоятельств».
Еще в 2007 году все было хорошо, и будущее
казалось светлым. Асмер выиграл чемпионат британской серии Ф-3, и
спустя пару месяцев его пригласили в команду BMW Sauber тестировать
болиды. В феврале 2008 года он заключил с BMW контракт тест-пилота. Но
это было лишь часть его мечты.
«Теперь нужно серьезно браться
за работу, чтобы стать основным пилотом. Я знаю, что способен на это.
Это знают и другие», — сказал он, когда новость была обнародована.
Руководитель
команды BMW Sauber Марио Тайссен сказал в апреле того же года:
«Согласно оптимистическому сценарию, Марко Асмер мог бы уже в следующем
году подняться до основного пилота Ф-1. Но это не вполне реально. Ему
следовало бы еще год поработать тест-пилотом».
Требовали денег К
сожалению, Асмера лишили этого года. Количество тестовых километров
команд Формулы-1 резко сократилось, и BMW приняла решение ограничиться
одним тест-пилотом. До конца 2009 года Асмер еще продолжал работать, но
километров за этот период набежало очень мало. Контракта третьего
пилота команды у него не было.
Но тогда еще теплилась надежда.
Была надежда попасть в какую-нибудь другую серию автогонок. Была также
маленькая надежда прорваться в «королевскую серию». Но и она угасла.
«Жаль,
очень жаль. Марко уже был на пике, был в серии Ф-1, был членом команды…
К сожалению, кризис начался не вовремя», — сказал Асмер-старший.
Как
утверждают Асмеры, они искали возможности практически во всех гоночных
сериях — в GP2, Euro3000, DTM и разных сериях США, однако ситуация
везде одинаковая.
«Они говорят: мы знаем Марко, он быстрый
парень, и мы найдем ему место. А потом спрашивают, сколько денег мы
принесем. Это факт — все просят денег. Даже у самых сильных ребят. Даже
Бруно Сенна не смог попасть в серию Ф-1 без денег», — пояснил Тойво
Асмер.
По словам Марко Асмера, из-за нынешней экономической
обстановки в финансировании гонщиков нуждаются и более слабые команды.
Даже за место в командах Virgin или HRT, которые борются за последние
места в серии Ф-1, нужно заплатить от 5 до 15 миллионов евро.
«Для
нас это утопические суммы. Но, смотрите, ребята ездят, значит, где-то
находят эти деньги. Для спортсмена же из маленькой Эстонии это
совершенно нереально, — отметил Марко Асмер. — Позади средних команд
ездят деньги, а не спортсмены. Молодым и новым гонщикам очень трудно
пробиться».
Можно было бы вернуться в британскую серию Ф-3, но
это, как признался Асмер, ему неинтересно — это пройденный этап. А
связывать себя с любительской серией он не хочет.
«Дело должно
интересовать меня. На нем я должен прилично зарабатывать, как в прежние
годы», — сказал Асмер. Он не исключает того, что в будущем ради
удовольствия может продолжить в какой-нибудь из серий автомобилей GT.
Но на профессиональном уровне — скорее всего, никогда.
Белка в колесе Оглядываясь на свою карьеру, Марко Асмер теперь утверждает, что долгие годы работы стоили того. Он много поездил по миру, познакомился с интересными и приятными людьми, нашел новых друзей и завязал контакты.
Несмотря
на то, что самая большая мечта жизни не сбылась, он не жалеет ни о чем
из сделанного. У него навсегда останутся красивые воспоминания о
«королевской серии» автоспорта, о чемпионате британской серии Ф-3 и о
команде BMW.
Чем Асмер будет заниматься дальше, он пока не знает. Время покажет.
«Сначала
я спокойно осмотрюсь и разведаю обстановку. Постараюсь найти новое и
интересное занятие. Правда, когда привыкаешь годами жить, как белка в
колесе, сидеть просто так быстро надоедает».
Автогонщик готов помогать молодым За
десять лет карьеры гонщик формулы Марко Асмер, как считают он сам и его
отец Тойво Асмер, больших ошибок не допустил. Сожалеть не о чем,
решения, принятые в свое время, были лучшими из возможных.
На
вопрос, насколько реально в будущем какому-нибудь эстонскому гонщику
дойти до «королевской серии» автоспорта, Тойво Асмер ответил: «Чудеса
случаются. Я бы не сказал, что это совсем невозможно, все может
произойти».
А Марко Асмер добавил: «Для этого нужно не только
много работать. Надо уметь сделать правильный выбор и иметь надежную
команду. А кроме того, нужна удача. Я прошел этот путь и знаю, о чем
говорю. У меня и моей команды не было никакого опыта, и нам приходилось
действовать вслепую, ведь в Эстонии я был первым».
Марко Асмер
заверил, что готов помогать молодым эстонским гонщикам советом и делом
и, если поступит дельное предложение, он не исключает совместную
работу.
«Если кто-то здесь, в Эстонии, обладает неплохим
потенциалом, я всегда готов помочь. Прежде всего из-за того, чтобы
гонщики не повторяли моих ошибок. Желаю молодым удачи!» — сказал Асмер
на прощание.
0 |