Сейчас в журналистике происходит крупнейшая
революция со времён Гутенберга. Как газеты справятся с кризисом? Обороты
эстонских газет от рекламы значительно упали. Несмотря на то, что снижение
началось летом прошлого года, только в начале этого года процесс стал
критическим.
По данным Союза газет Эстонии (EALL) в январе оборот газет от рекламы
сократился на 21-64% по сравнению с прошлым годом. В уездных газетах
снижение доходов от рекламы было не столь драматичным, но треть потеряли и они.
Особенно сильно пострадали маленькие газеты, пишет главный редактор Eesti
Päevaleht в сегодняшнем номере.
Сейчас в эстонских газетах идёт в два раза меньше рекламы, чем в последние
годы. Это вынуждает газеты уменьшать расходы, урезать зарплаты, сокращать
сотрудников. Только из-за краха Kalev Meedia без работа осталось полторы
сотни людей. На бирже труда зарегистрировано около сотни журналистов.
Подобное наблюдается во всём мире. В свежем годовом рапорте World Editors
Forum "Trends in Newsrooms 2009" стоит, что журналисты обеспокоены больше
экономическими проблемами, а не содержанием изданий и достоверностью новостей.
По данным EMOR, в первом квартале этого года объём рекламы в газетах упал на
45%, в журналах - на 48%. В целом, рекламный рынок в первом квартале сократился
на 34%, но к концу года прогнозируется как минимум 40-процентное снижение. То
есть, рынок потеряет примерно 700 млн. крон рекламных денег.
Скорее всего,
осенью прекратят существование некоторые глянцевые журналы. «FHM», «Lilit» и
«Geo» явно не останутся последними.
Второй столп, на котором держатся газеты
- доходы от розничной продажи. Если сравнить сегодняшнее положение с тем, что
было год назад или в начале этого года, то можно увидеть, что в среднем тиражи
крупных газет уменьшились на 12%. Самой стабильной остаётся газета «Maaleht».
По словам исполнительного директора EALL Тоомаса Лейто, за последние десять
лет тиражи эстонских газет упали на 7%. Для сравнения брали тиражи газет
«Postimees», «Eesti Päevaleht», «Maaleht», «Eesti Ekspress», «Sakala» и «Рärnu
Postimees» за первые кварталы 1999–2009 гг. Выросли только тиражи
«Postimees» и «Maaleht».
Если тиражи бумажных газет сокращаются, то число читателей он-лайн
изданий постоянно растёт. Конечно, это не может не радовать, но, как
отметил Скотт Карп, создатель блога Publishing 2.0, доля интернет-рекламы в
доходах издательства составляет примерно 10% от всего рекламного оборота. Сейчас
же интернет-реклама исчезла вообще. Такого поворота дел не мог предсказать ни
один гуру.
Вторая проблема заключается в том, что газеты вывешивают в
интернете в бесплатном доступе ту же информацию, что и печатают. Всё громче
слышится мнение, что интернет-издания газет нужно сделать платными.
В
Эстонии вызвало оживление сообщение, что в интернет «Postimees» будет вывешивать
только выжимки из статей. Доступ к статьям ограничит и «Äripäev».
Крупнейшая финская газета «Helsingin Sanomat» никогда не размещала в интернете
свои статьи. Она предлагает читателям подписку на электронную газету.
Коротко, у газет отсутствовала бизнес-модель работы в интернете.
Хорошая журналистика не исчезнет Газеты борются с
кризисом. А как обстоят дела с журналистикой?
Газеты проспали крупнейшую со
времён Гутенберга революцию - появление интернета. Вначале интернет перенял
структуру и содержание бумажных изданий, затем появились он-лайн новости и со
временем сетевые издания переняли у бумажных собратьев всё: красивое оформление,
фотографии, графики и пр. Хотя приходится признать, что до сих пор он-лайн СМИ
не могут предложить исследовательской журналистики.
Помимо основных СМИ
возникли гражданская журналистика, блоги, социальные сети.
На фоне всего
этого развитие бумажных газет осталось незначительным. Мало того, что
произошедшая в интернете революция лишила бумажные издания читателей, по словам
литературоведа Тийта Хенносте, интернет уничтожил некоторые жанры журналистики,
что, одновременно с наступлением «желтизны», привело журналистику в глубокий
кризис.
Для выживания бумажные газеты должны измениться. Кто-то должен
связать захлестнувший читателей поток информации, объяснить его,
разъяснить, дать контекст. Бумажные газеты и веб-издания должны найти свою
уникальную нишу и предлагать профессиональную, хорошую журналистику, которая
поможет читателям разобраться в происходящем. Потребность в хорошей журналистике
не исчезнет, как не исчезнет и сама хорошая журналистика.
Мир обеспокоен
будущим вольной журналистики, поскольку сокращение доходов сказывается на
качестве журналистики и интернет-медиа переманивает читателей у бумажных газет и
журналов.
В нынешнем кризисе эстонская журналистика, которая за пару десятков
лет прошла путь, которым демократические страны идут уже добрую сотню лет, очень
уязвима.