По сравнению с церковью святого Олая и церковью святого Николая, церковь
Святого духа - очень скромное строение. Маленькая двухнефная церковь,
упоминавшаяся в 1316 году вместе с церковью св. Николая в документации
магистрата. Столетиями она была капеллой и церковью-богадельней магистрата. В
истории строительства церкви Святого духа еще много спорного. Старейшая часть
церкви - маленькая четырехугольная алтарная часть (9,2X7,2 метра), построенная
в XIII веке, вероятно, составляла первоначальную капеллу. Помещение хоров
перекрыли сводами в первые годы XIV века. В XIV веке была построена типичная
для богадельни двухнефная продольная часть. Северный неф продлила капелла,
преобразованная в хоры. Северный неф служил главным нефом для городского
прихода, южный неф был предназначен главным образом для жителей богадельни.
Очевидно, перед Реформацией нефы были разделены какой-то решеткой. Главный
портал церкви находится в западной травее северного нефа и оформлен как
трехступенчатый перспективный портал. Здесь нет горизонтального импоста,
типичного для архитектуры Таллинна XV века. В южный неф церкви можно было
попасть через простой портал с полуциркульной аркой, расположенный во дворе
богадельни у второго свода с восточной стороны кладбища. Портал с простым
оформлением в западной травее южного нефа, очевидно, дополнение
послереформационного периода. В XX веке пробили дверной проем в восточной
травее южного нефа. В интерьере церкви встречаем типичные
для Таллина четырехгранные массивные пилоны, исключением являются плиточная
капитель и широкие пологие подпружные арки, разделяющие низкие безнервюрные
крестовые своды (высота 9,5 метра). Указанные мотивы взяты из Готланда; господствовавшая
там в XIII веке архитектура оказала влияние и на церковь Святого духа. Это
естественно, т. к. наряду с примерами вестфальской архитектуры в XIII-XIV веках
в Таллинне очень чувствуется архитектурная школа Висбю. Важнейшую роль в
силуэте церкви играет восьмигранная башня, построенная в основном в середине
XIV века. Нижняя четырехугольная часть ствола башни как исключение построена
внутри церкви у ее западной стены. Выполненный в начале 30-х годов XVII века
Гейгером Граффом нынешний позднеренессансный кивер в 1684 году пострадал от
пожара и восстановлен в 1688 году по проекту Даниэля Биккеля. Необходимые
строительные работы проводили плотник Андреас Ян и медник Давид Хюбнер.
Сохранен кивер башни с первоначальным членением трех куполов. В XVII веке здание приобрело ступенчатый щипец. Скромная архитектура здания
компенсируется его богатым убранством. Здесь представлены практически все стили
- от готики до классицизма. Самая ценная деталь внутреннего оформления,
нетронутая Реформацией, - главный алтарь - второе произведение любекского
мастера Бернта Нотке после "Пляски смерти", созданное в Таллинне.
Алтарь был установлен в 1483 году. Композиция средней части алтаря с двумя
створками изображает сцену явления Святого духа. Боковые створки покрыты
росписями сценами из жития св. Елизаветы а также "Страстей
господних". Своим наивным благоговейным содержанием они передают в ярких
красках мироощущение человека своего времени. Готический стиль представляют
также колокол, отлитый в 1433 году мастером Мертеном Зейфертом (часть текста на
нем по содержанию весьма демократична: "Бью для всех одинаково верно, -
как служанке, так и слуге, как госпоже, так и господину - и этого никто не
может поставить мне в вину") и очень экспрессивное распятие на балке
триумфальной арки. Прекрасно выполненная в 1513 году работа, относящаяся к
поздней готике (хотя уже чувствуется влияние ренессанса), - резной рельеф
скамьи хоров с изображением апостола Андрея. В стиле ренессанса выполнены некоторые люстры и спинка второй скамьи хоров,
изображающие мотивы легенды Виргилиуса. Резьба скамьи относится к первой
половине XVI века. Наиболее ярко стиль ренессанса здесь представляет старейшая
в Таллинне висячая кафедра, пожертвованная бургомистром Хейнрихом фон Лооном.
Однако авторы этой работы остались неизвестными. Некоторые детали кафедры
предвещают приближение барокко. Интереснейший пример этого стиля - ажурная
резьба боковых стен, в выполнении которой принимал участие выдающийся скульптор
и резчик первой половины 60-х годов XVII века Элерт Тиле. 57 картин на боковых
стенах хоров составляют известную библейскую серию картин, под названием
"Biblia pauperum". Расположение картин начинается с конца восточной
части южного нефа. На первом полотне изображен Адам в раю. В стиле барокко
выполнены также церковные скамьи, некоторые люстры, картины и эпитафии на
стенах церкви. Циферблат часов на внешней стене церкви сделан очень плодовитым
мастером Кристианом Аккерманом в 1684 году. Классицизм представлен весьма
скромно: его единственным примером является полотно Иоганнеса Хау с
изображением сретения Господня. Церковь Святого духа была важным культурным
центром для горожан-эстонцев. Священнослужители церкви Симон Ванрадт и Иоханн Коэль составили и перевели
на эстонский язык катехизис лютеранской веры, напечатанный в 1535 году в
Виттенберге, - одно из старейших печатных изданий на эстонском языке. От этого
издания сохранились лишь 11 фрагментов. В 1563-1600 годах Бальтазар Руссов,
будучи священнослужителем церкви Святого духа, написал свою знаменитую
"Ливонскую хронику", напечатанную в 1578 году в Ростоке. В 1601-1608 годах священнослужителем церкви был Георг Мюллер, от трудов
которого сохранились 39 богато оформленных текстов проповедей на эстонском
языке. По материалам www.las-flores.ru
|