Иван Шишкин -
природа Принаровья вдохновляла его Чтобы подружиться
с природой, нужен пропуск - любовь. Давно замечено - беда не приходит одна. В
жизни Ивана Ивановича Шишкина беды и горе следовали одна за другой. В 1872 году умер отец Иван Васильевич Шишкин. В следующем, 1873 году, умер
любимый ученик и друг художника Федор Александрович Васильев. Умер от
туберкулеза - чахотки, как тогда говорили. Веселый, остроумный, задорный,
жизнерадостный юноша катался на катке, простудился и умер в 23 года. И.Н.Крамской
по этому поводу писал: "Я полагаю, что русская школа потеряла в нем
художника едва ли не гениального".
В 1874 году чахотка свела в могилу жену Ивана Ивановича, Евгению Александровну.
Вскоре после этого умер сын художника.
Через 6 лет после смерти первой жены Шишкин женился второй раз - на своей
ученице, большой умнице, красавице и талантливой художнице Ольге Антоновне
Лагоде. Быстро пролетел год счастливой семейной жизни. В июне 1881 года она
родила дочь Ксению. Сама же прожила после этого всего 33 дня.
Нетрудно себе представить отчаяние и ужасное состояние духа после всего этого. "Горькая"
позволяла забываться на какое-то время, но состояние депрессии нарастало.
Друзья художника сильно обеспокоились. Ученик И.И.Шишкина Н.Н.Хохряков
пригласил учителя на свою дачу в Мерекюла. Печаль уносится на крыльях времени.
Здесь лечились его душевные раны - работой и общением с природой. В них он
находил забвение и какое-то утешение.
В 1880 году И.И.Шишкин впервые посетил
Принаровье и потом возвращался сюда неоднократно. Природа окрестностей Мерекюла
и Шмецке вдохновила художника на создание по местным мотивам целого ряда
прекрасных полотен: "Мерекюль" (1880), "Приморский берег"
(1888), "Лес" (1888), "На берегу моря" (1888), "У
берегов Финского залива" (1889), "Ели, освещенные солнцем"
(1892), "Дубы и березки" (1895), "Земляника в сосновом
лесу" (1895), "Кочки" (1895 г.). И.И.Шишкин всегда стремился к тому, чтобы пейзаж был не только национальным, но
и местным. Он не просто изучал и рисовал, а жил своими деревьями и травами,
вырисовывая мельчайшие подробности листвы, коры, сучьев, травы, стебельков,
передавая в них трепет жизни. Наверное, на этюдах он разговаривал с ними.
Примечательно, что "поэт леса", "царь лесов", как его
называли современники, никогда не рисовал "мертвой" природы,
сорванных цветов, плодов, натюрмортов, он рисовал только натуру в естественной
природе.
Местные жители иногда встречались с работающим художником у проселочной дороги
под могучей сосной. Она и до сих пор известна как "Шишкинская сосна".
Обычно сосны растут в один ствол с сучьями и хвоей на вершине. А эта имеет
мощные, толстые раскидистые сучья, идущие прямо от земли.
Привлекал внимание и художник. Был он высок, строен, силен и красив, голову
украшали вьющиеся пряди густых волос и шикарная борода. Его крестьянский облик
гармонично сочетался с независимым характером, необычайной работоспособностью,
практичным умом и твердой волей. Художник был с виду суровым, а на самом деле
добрейшим человеком.
Видели Ивана Ивановича и без мольберта, кистей и красок. Так бывало, когда
работа не шла, не получалось, как хотелось. Тогда всплывали в памяти далекие
события, близкие и родные лица.
Вот отец. Иван Васильевич Шишкин, небогатый купец, почитавшийся в своем городе
Елабуге Вятской губернии ученым человеком. Он хотел, чтобы его младший сын
Иван, родившийся 13 января 1832 года, получил хорошее образование. А
"Ваничка" в гимназии недоучился, в коммерции оказался совершенно
неспособным, все путал, его обманывали и обсчитывали самым невозможным образом.
Было у "Ванички" лишь две страсти - чтение и рисование.
Вот ясно зримый образ матери Дарьи Романовны. Она очень любила сына, но никак
не могла примириться с намерением сына стать художником. Много дней она
заливалась слезами, упрашивая сына одуматься. Она хотела видеть его богатым и
всеми уважаемым человеком, а не "маляром".
Убедившись, что сын имеет твердое желание стать художником, она воскликнула:
- Пропали Шишкины! Никогда еще в роду Шишкиных не было художников!
Воздев руки к образам, она страстно и горестно молилась за
"пропащего" и непутевого сына.
В своем стремлении стать художником сын был тверд и непреклонен. Увлечение его
было всепоглощающим. Вспоминался случай, когда он, чтобы не раздражать
домашних, рисовал ночью. Рисовал и рисовал, а в это время горел соседний дом.
Пожар он заметил, лишь когда в комнате стало очень жарко. Дом сгорел, осталось
закончить рисунок.
Цепкая память художника ясно воспроизводила эпизоды жизни, студенческой
бедности и успешной учебы в Московском училище живописи и ваяния, а потом в
Петербурге, в Академии художеств. Студенты мерзли, голодали, часто обедать
приходилось только черным хлебом и квасом, но были веселые.
Вспоминались лица друзей. Близки и дороги ему были И.Н.Крамской, Ф.А.Васильев,
К.А.Савицкий, А.И.Куинджи, В.Г.Перов, В.Е.Маковский, Н.Н.Хохряков. Для них и
многих других, званых и незваных, двери дома Шишкиных всегда были открыты.
Украшение дома - друзья, его посещающие.
Многое сделано, созданы этапные полотна. В 1860 году за 2 валаамских пейзажа
удостоен Большой золотой медали и 3-летней творческой командировки за границу.
Три года провел он в Германии и Швейцарии. Там красивая природа, сытно и
неторопливо течет жизнь. Но не грело солнце на чужбине. Все его мысли и чувства
были связаны с отечеством и русской природой.
В 1865 году "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" принес ему звание
академика. Звание профессора было получено им за полотно "В лесной
глуши" в 1873 году.
Со школьных лет мы знакомы со стихами, которые пел народ:
Среди долины ровныя, На гладкой высоте Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте. А он, художник, в 1883 году создает
прекрасное полотно "Среди долины ровныя". Это высокая поэзия, поэзия
изображения, красок и чувств. Художник вступил в пору наивысшего расцвета своего таланта. Украшением выставки
1878 года явилась картина "Рожь" - это эпически величавый образ
родной земли. Могучие сосны, золотистое хлебное поле и голубое с белыми
облаками небо создают колорит жаркого летнего дня и необозримого простора.
На очередных выставках появляются все новые и новые шедевры: "Туманное
утро" (1885), "Сосны, освещенные солнцем" (1886),
"Дубы" (1887), "Золотая осень" (1888), "Утро в
сосновом лесу" (1889), "На севере диком" (1891). Все это -
поэзия собирательных эпических образов русской природы.
Однажды царь Александр III пожелал увидеть знаменитого художника и посетил
выставку. Ивану Ивановичу пришлось облачиться во фрак. Царь пожелал, чтобы
Шишкин поехал в Беловежскую пущу и написал "настоящий лес".
Было что вспомнить. Жизнь прожита не зря. Тогда, в 1895 году, посетив Мерекюла
в последний раз, он не знал, что судьбой ему отпущено всего 2,5 года - то есть
900 дней. Пошатнулось здоровье, он торопился. В 1898 году закончена работа над
картиной "Корабельная роща". Она оказалась последней. 8 марта 1898
года Иван Иванович работал у холста и вдруг замертво упал.
- Он упал, как дуб, сраженный молнией, - говорили друзья, вспоминая любимый
образ живописца.
По материалам www.las-flores.ru
|