В московском кинотеатре "Октябрьский" 12 октября состоится премьера
фильма «Ярослав. Тысячу лет назад», главную роль в котором сыграл актер
эстонского Русского театра Александр Ивашкевич. В интервью он рассказал о
том, почему съемки этого фильма запомнятся ему на всю жизнь.
- С чего началось Ваше участие в этом фильме?
- Я снимался в фильме «Иван Грозный» в роли Андрея Курбского. После этого
моя фотография практически самой первой попала на стол режиссера
Дмитрия Коробкина. Меня тогда никто не пробовал, на меня просто
посмотрели и сказали: «Ммм, староват». Они хотели взять период жизни
Ярослава, когда ему было 33 года. Хотя я думаю, что дело было не в том,
что я староват, а в том, что им на главную роль нужно было медийное
лицо. Сейчас кино снимается для того, чтобы его продавать. А я — артист
из Таллинна, которого никто не знает.
Долгое время они искали, искали, и потом все-таки позвонили мне. Когда я
приехал, они рассказали, что искали артистов по всей России. И в
Америке смотрели, и в Израиле. Последний, кого они пробовали, был
Вдовиченков. Хотя мы с ним абсолютно разные. В результате они
остановились на мне, так как их все устроило. Мы записали шесть сцен
сразу, и на первой же пробе я понял, что режиссера устраивает то, что я
делаю.
В комплексе, я думаю, я был готов к работе: физическая подготовка у
меня есть, я фехтую, плюс владею верховой ездой. К тому же потом, когда
мы приехали в Ярославль, выяснилась интересная вещь. Мы снимали фильм в
Тутаеве, он находится в 30 километрах от Ярославля. Очень милый,
провинциальный, по-человечески чистый душевный город. И люди очень
простые. Естественно они приезжали посмотреть, мы общались, были и
творческие встречи. И многие, почти все, когда видели меня в костюме
восклицали: «Ах! Ярослав! Вот он!» Даже я вижу, что-то общее у нас есть. - То есть местные жители приняли?
- Абсолютно. Приняли, может, и потому, что я их очень хорошо принял.
Потому что, действительно, они очень теплые. У меня появилось такое
слово, которое, может, не употребляют в этом контексте, но мне
показалось, что там очень много качественных людей. В мире так много
пустоты, «пузыризма» какого-то, все пыхтят, а по сути пусто. А там у нас
все сложилось.
Вообще все было очень корректно и уютно. Мы все жили в гостинице, в 50
метрах до Волги. В пять утра просыпаешься: Волга, туман. На грим тебя
везут по лесу, перевозят на другой берег. Это сказочно красиво. И все:
гримеры, осветители были настолько тактичны. Культура совсем другая.
- Как долго шли съемки?
- Такой фильм не снимают за такие сроки: 40 съемочных дней. Я поражался
силе режиссера, его выносливости. Я — артист, меня в пять разбудили, в
семь я на съемочной площадке. Съемочный день у нас 12, 14, 15 часов, но у
меня есть перерыв. Я могу пойти отдохнуть, поесть, поспать в конце
концов. А режиссер все время должен иметь светлый ум, чтобы понимать,
что снимать, как снимать.
Был хороший подготовительный период, потому что он точно знал, что он
хочет. Такое бывает очень редко. Я никогда так скоро не работал, но в
этом есть определенный адреналин, сосредоточенность и понимание.
Я однажды снимался в одном фильме, в семь часов меня гримировали, шрам
наклеили, отчего сводило все лицо, и только в пять вечера я выходил на
площадку. Здесь я был в полном восторге от того, что происходит. Потому
что во-первых, это — мужское кино, я чувствовал себя мужиком в окружении
мужиков, где нет места для истерик. Правда, и время тогда такое было.
Мечи, кони, каскадеры - все это создавало атмосферу мощи. Это было
замечательное, редкое время, которое я буду вспоминать всю жизнь. Я
думаю, это одно из тех событий, которое мне очень много дало. - Фильм снимался летом?
- Это был сентябрь. Закончили снимать в последние дни октября, у нас
была, можно сказать, эротическая сцена. Я не буду говорить, как ее
снимали, потому что это было более чем смешно. Было так холодно, что в
камере были для эротики только какие-то места, потому что все остальное
было одето в шерсть. Это была ночная съемка, утром открываем дверь, а
там уже снег. - Было ли сложно физически?
- Физически сложно, если ты не готов. А если ты готов, и физически
сложно, то ты получаешь удовольствие от того, что ты можешь это сделать.
Действительно, я все время был в седле. Было два трюка, которые мне не
доверили делать, вызывались специальные каскадеры. Физически самый
сложный день был тот, когда мы с Кравченко боролись с девяти утра до
восьми вечера. Мы снимали сценический бой: каскадеры, меч - два кило,
кольчуга, ноги расползаются. Но я могу сказать, что это непередаваемое
ощущение. Все мечты моего детства сбылись в один день, потому что это
было по-мужски. Не так, как в наше время, когда все проблемы решаются
через общественные организации, собрания, письма. Там два мужика сошлись
и решают проблему. Тоже было холодно, и Кравченко в одежде надо было
несколько раз падать в воду, температура которой была четыре градуса. Но
это класс!
Если ты хромаешь, а тебе надо бежать, то это сложно, наверное, а если у
тебя все нормально, то все, что ты преодолеваешь, делает тебя сильнее.
- Насколько фильм можно назвать историческим?
- Любой исторический фильм, какой бы мы не взяли, любая книга, даже
летопись, имеет искажения. Потому что один написал, второй добавил свои
эмоции, кто-то подумал, что этот человек ему не нравится, и приписал
что-то еще. Здесь красивая версия о том, как был создан город Ярославль.
За основу взяты факты, и к этим фактам уже подошло все остальное.
Потому что, чтобы фильм смотрели, он должен быть визуально интересным,
иметь сюжет, должен иметь персонажей, которые развиваются в процессе
фильма. И это все там есть. Я сценарий прочитал залпом, потому что мне
было интересно его читать. Там есть интрига, любовь, предательство.
Фильм охватывает период двух - трех недель. Там есть медведь, который
сейчас присутствует на гербе Ярославля. И вся эта история о том, как
город мог возникнуть. Долго скрывался факт, что Россия в свое время была
лидером по работорговле. Были набеги кочевников на границы, но и
князья, дабы избавиться от врагов, продавали своих туда же.
Но все подобные фильмы интересны тем, что дают возможность окунуться в
ту культуру, историю и себя обогатить. Я мало информации нашел о
Ярославе. На Украине он причислен к лику святых, в России - нет. Он
заложил Софийский собор. Владимир Красное Солнышко принес христианство
на Русь, но не потому, что он сильно в это верил. Я думаю, что это был
политический шаг. А духовное развитие, мне кажется, началось именно с
Ярослава. Потому что по его делам можно сказать: да, этот человек верил в
бога и вел Русь к духовному развитию. Не просто так он прожил,
по-моему, 72 года. В то время столько не жили, считалось, что 35 лет -
это старик. А он жил, работал, творил благо для государства.
- Актерский состав подобрался звездный, как Вам работалось в этом коллективе?
Коллектив был замечательный. Редким актерам или актрисам кажется, что
они очень великие. Да, серьезные актеры: Золотухин, Вержбицкий,
Кравченко, Чуйкина. Но они – люди. Понятно, что чем больше ты имеешь
возможностей, тем аккуратнее надо этим пользоваться. Все актеры работали
шикарно, мы умели договориться, все обсудить.
- Приходилось ли импровизировать на площадке?
- Импровизация - это когда ты можешь свободно существовать в конкретно
заданной ситуации. Когда мы обговариваем с режиссером сцену, мы не
говорим, «вот это будет так, а это - вот так». Мне только сообщают:
«осторожно, здесь крупный план». Обсуждали какие-то технические вещи.
Обо всем остальном мы договорились до начала съемок.
Конечно, когда кусок снимается, я могу изменить интонацию, надо только
знать направление сцены, а внутри я могу делать все. Режиссер говорит,
что хочет, а актер предлагает варианты. Почему берут того или иного
актера? Потому что режиссер ему доверяет. - Каким Вы старались сделать своего Ярослава?
- В чем сложность этого персонажа? Герой приходит, и он уже - герой. А он
должен быть живым, совершать поступки, принимать какие-то решения. Это и
делает его героем. Так что я пытался показать его человеком. - Сначала говорилось, что премьера будет в Ярославле.
- В Ярославле состоялось два сеанса благотворительного показа, деньги от
которых пошли для ярославской школьницы, которая уже давно нуждалась в
операции, у нее была черепно-мозговая травма, которую она получила,
попав под трамвай. Операция долго откладывалась из-за нехватки денег, но
теперь она сосоится. Официальная премьера будет в Москве 12 октября.
Выход фильма хотели приурочить к 1000-летию Ярославля, но в связи с тем,
что фильмом заинтересовалась кинокомпания 20 Век Фокс, то право на
прокат у них. Сейчас они хотят приобрести и права на мировой прокат. Так
что премьера будет в кинотеатре "Октябрьский" в трех залах сразу. - Увидим ли мы фильм на больших экранах в Эстонии?
- В прокате в Эстонии компания заинтересована, но все зависит от прокатчиков.
|