У театра может быть несколько функций: он может быть святилищем,
площадкой для размышлений о жизни и людях, местом для светского общения
или приятным дополнением к ужину в теплой компании.
Точно так же и балет может выполнять несколько задач (о чем
свидетельствует история): он может быть символом власти, дарить острые
и/или эротические ощущения, навевать эстетические раздумья или
передавать те чувственные и душевные состояния, которые остаются
незамеченными в повседневной жизни.
Балет Рональда Хинда «Розалинда» отсылает нас к оперетте Иоганна
Штрауса «Летучая мышь», и уже сам выбор темы говорит о том, что акцент
сделан на развлечении — разумеется, культурном. Действие перенесено в
1920-е годы и, как утверждает сам автор, во многом использует эстетику
немого кино.
При желании, действительно, можно усмотреть намеки на Мэри Пикфорд,
Рудольфа Валентино и Чарли Чаплина, однако сложилось такое впечатление,
что исполнители не до конца уловили и отшлифовали этот стиль. Все-таки
немое кино требует необычайной точности жестов и мимики, а также тонкого
ощущения музыки и ритма — всего этого немного не хватило.
В оперетте Штрауса юмор содержится главным образом в тексте. В балете
словесный фейерверк невозможен, однако было видно, что хореограф
попытался передать его с помощью языка движений — он нашел несколько
необычных приемов для ступней ног, некую «джазовость» в движении колен,
которая неожиданно врывается в классическую хореографию, и тому
подобное.
Были и «вкусные» детали, и виртуозные прыжки, и соблазнительные
эротические позы, однако хореографическая характеристика героев была
дана лишь в конце балета, и то контурно, когда все участники выступили
перед публикой с эффектными номерами.
Не роли, а наброски
Но на протяжении всего представления самые интересные и эффектные
моменты были словно вещь в себе — трюки ради трюков, остроумие ради
остроумия — и никак не характеризовали героев, вот поэтому-то самое
большое удовольствие доставили традиционные балетные дивертисменты.
Вероятно, то, что хореографический текст выглядел несколько «общим»,
сказалось и на слабой трактовке ролей — на премьере были показаны,
скорее, наброски, а не полнокровные герои. Из характеров больше всего
запомнились Анатолий Архангельский в роли Габриэля фон Айзенштайна,
источавшего элегантное пренебрежение, и Эве Андре в роли темпераментной
Адели.
Алена Шкатула в роли Розалинды продемонстрировала (как всегда) свои
прекрасные длинные линии; в роли тюремного смотрителя (с усиками) народ
смешил в чаплинской манере Бруно Миккиарди. Доктор Фальк Сергея Упкина
демонстрировал цинизм, а Виталий Николаев в роли бывшего любовника
Розалинды, Альфреда — незатейливость и доброжелательность. Однако во
всем не хватало отточенности.
Не для критиков
Зная возможности этих танцовщиков, можно предположить, что постановка
делалась ускоренными темпами и была представлена публике слишком быстро,
так что внимание и силы были сосредоточены в основном на освоение
танцевальной техники.
Однако ведь балет не ставят только для недовольных критиков, и
высказанные выше замечания не особенно трогают главную целевую группу
этого танцевального произведения.
Те, для кого балет — это дополнение к кофе с коньяком, смогут насладиться по полной программе. Но для того, чтобы удовольствие было еще больше, нужно немного иначе
оформить зрительный зал, и перенести туда из фойе буфеты — чтобы можно
было выпить и закусить и во время представления. Разумеется, культурно.
Спектакль
«Розалинда» Музыка: Иоганн Штраус Хореограф: Рональд Хинд Музыкальный руководитель и дирижер: Юри Альпертен Художник: Питер Доэрти Премьера состоялась 2 декабря в театре «Эстония»