Кохила – поселок в Рапламаа, известный в советское время своей бумажной
фабрикой и, на первый взгляд, мало чем примечательный сегодня.
Но это только на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении здесь много
интересного. В Кохила вполне мирно сосуществуют люди многих
национальностей. В Кохила живут известные далеко за пределами Эстонии
люди. Любовь к детям здесь возведена в культ, а страсти к прикладному
искусству подвержен чуть ли не каждый. В Кохила возрождается
промышленность. Поэтому наш рассказ об этом поселке, который по числу
жителей больше иного эстонского города, будет состоять из нескольких
частей.
Молодые семьи – наша гордость
Первый визит, как и положено, в волостную управу. «ДД» встретился с
руководящим тандемом: волостным старейшиной Хейки Хепнером и его
заместителем Арго Луйком.
– Весь Кохила перекопан. Что у вас тут происходит?
– Воплощается в жизнь проект реконструкции системы водоснабжения и
канализации стоимостью 12 миллионов евро. Это большие расходы, но еще
большие средства нужно вложить в детские сады. Сейчас их четыре, и в
каждый – длинная очередь. Волость Кохила очень быстро развивается, у нас
много молодых семей. Как показатель – в этом году в первый класс пошло
более ста детей. Это для нас большая радость и большая забота. Но для
строительства новых детских садов нужна государственная поддержка, своих
денег не хватит.
– Правда ли, что в волости Кохила проживают 7000 человек?
– Да, в поселке и окрестных деревнях такое количество жителей. У нас
рождаемость превышает смертность. В год рождается сто человек. И
налогоплательщиков у нас больше всех в Рапламаа. Но есть и большая
проблема: наши дачи. У многих дачи пригодны для круглогодичного
проживания, но официальными жителями волости Кохила их хозяева не
являются. Поэтому их налоги уходят мимо. Наше пожелание – может быть,
среди дачников есть ваши читатели и они прочитают наше обращение – если
вы живете здесь круглый год, зарегистрируйтесь, пожалуйста.
– В некоторых самоуправлениях русскоговорящие жители боятся
зайти в управу. Как себя чувствуют неэстонцы в Кохила? Им здесь
комфортно?
– Думаем, что вполне. Мы переводим статьи в нашей волостной газете на
русский язык. Стараемся говорить с человеком на том языке, который ему
понятен. У чиновников волостной управы с русским языком нет проблем.
Принимаем заявления и жалобы, написанные на русском. Отвечаем, правда,
на эстонском. Но зато по телефону можно поговорить с любым чиновником на
русском языке.
– Как обстоят дела с социальными и криминальными проблемами?
– В основном это касается краж на дачах в «недачный» сезон. Раз в год
мы проводим информационный день для дачных товариществ – приветствуем
инициативу вроде соседского дозора.
Годы кризиса породили банкротства предприятий, например, закрыла двери
бумажная фабрика. Самое большое число безработных в этот период – 583
человека. Сейчас их вполовину меньше. Мы выплачиваем и социальные
пособия малообеспеченным семьям. Таких семей сейчас 153. Количество
нуждающихся уменьшается, но медленно.
– И в заключение – о традициях...
– Поскольку у нас много молодых семей, в День матери проходит парад
карапузов. Этой традиции уже пять лет. Подобное шествие устраиваем и на 1
сентября, только с участием первоклассников. Среди летних праздников –
День глиняного горшка. Но об этом сейчас мы ничего не расскажем:
приезжайте, сами увидите.
Мудрец с окраины
Мало кто знает, что на хуторе в деревне Лоху, расположенной недалеко от
Кохила, живет человек, знающий, как переустроить Эстонию. И сравнение с
Солженицыным, как нам кажется, вполне приемлемо.
Итак, Юло Вооглайд. Ему 76 лет. Он известный социолог и политолог,
бывший член Рийгикогу, а до этого – народный депутат СССР горбачевского
созыва, член Межрегиональной депутатской группы, в которую входили такие
знаковые фигуры того времени, как академик Сахаров, Борис Ельцин, Юрий
Афанасьев, Гавриил Попов. Вооглайд – профессор-эмеритус Тартуского
университета. По-прежнему читает лекции, ведет активный образ жизни,
занимается внуками, столетним домом и садом на своем хуторе.
Профессор Вооглайд удостоил корреспондента трехчасовой беседы, во время
которой объяснил «ДД», как, с точки зрения его любимой науки
социологии, устроено современное общество, в частности, эстонское.
Начинаем публиковать фрагменты этой беседы.
– Как живется в Кохила?
– В Кохила не очень приветствуют конфликты, народ здесь дружелюбный,
интеллект тоже в цене. К детям хорошо относятся. Волостной старейшина –
толковый парень. Мне нравится, что если он чего-то не знает, то об этом
не говорит и ничего не обещает.
Главное в жизни города ли, страны ли – социальные вопросы и их решение.
Что же такое «социальные вопросы»? В СССР составляли планы
социально-экономического развития, но под словом «социальное» имели в
виду быт: квартиры, детсады, стадионы... Теперь под словом «социальное»
понимают пенсии, пособия по безработице, социальное страхование. У нас
есть Министерство социальных дел, комиссия по социальным делам в
Рийгикогу. Но социальное – это не материальное, равно как духовное и
психическое. Может быть, вас интересует, что такое социальное?
– Конечно, интересует!
– В Кохила это кое-кто уже знает. Может быть, поэтому тут все не так
плохо, как в других местах в Эстонии. Всемирная организация здоровья
определяет здоровье так: физическое, духовное и социальное
благосостояние. Не отсутствие болезни, а именно благосостояние. Про
психическое благосостояние знают плохо, а про социальное – не знают
ничего. Это тема для 25-30 часов лекций в университете. Поэтому буду
объяснять кратко и постепенно.
Есть социальное понятие «аномия» – это такое состояние общества, когда
люди не в состоянии решить, что хуже и что лучше. Например, у девушки
два парня, и она не может выбрать из них одного, спать не может, есть не
может, плачет. Не знает, как выбрать, и не хочет никого обижать.
– Но если для девушки это нормально, то для общества это ненормально!
– Если мы хотим быть счастливыми, то должны делать все, чтобы счастливы
были другие, только тогда мы будем по-настоящему счастливы. А наша
реальность такова: если правительство делает то, что необходимо для него
самого, то все будут недовольны.
– ...что сейчас и происходит...
– Как только правительство начнет думать о том, что надо делать, чтобы
населению жилось нормально, правительство становится счастливым. Это
существенно.
– Интересно, наше правительство может стать счастливым?
– Должен произойти большой переворот... в сознании. Но я не очень верю, что такой переворот оно в состоянии осуществить.
– Неужели правительство не понимает, как плохо живется простым людям во всей стране?
– Это сложный вопрос. Не так просто на него ответить. Я думаю, что
знать, как люди живут, и понимать смысл этого состояния – это одно. Но
надо иметь еще и право решать что-нибудь. Я думаю, такого права у них
нет.
– Но их выбрали! За них голосовали!
– Нет. Выбирали не этих людей, выбирали партийные списки, а во-вторых,
выбирать может человек, только если он вполне понимает, что он делает.
Формальное право участвовать в выборах есть у всех граждан. Но моральное
право пользоваться этим формальным правом появляется только тогда,
когда ты образован, информирован и имеешь опыт, чтобы предвидеть, чем
обернется твое решение.
– Так сколько поколений должно смениться, чтобы возникло нормальное общество?
– Оно может и не возникнуть!
Испещрив целую стопку бумаги диаграммами и графиками, профессор
буквально раскрыл нам глаза на то, как должно выглядеть общество, в
котором люди социально благополучны, и что нужно для этого сделать.
Оказывается, экономика – это вовсе не промышленность и банковское дело.
Понятие «маргинализация» обозначает совсем не то, что употребляемое нами
с негативным оттенком слово «маргинал». А «индолентность» и
«депривация» могут привести к трагедиям больших групп населения нашей
страны.