Перечень книг об архитектуре Таллинна пополнился новым серьезным
изданием книги бывшего главного столичного архитектора Дмитрия Брунса, в
котором он рассказывает о самых значимых памятниках архитектуры.
Книга выпущена издательством «КПД» и называется «Архитектурные и исторические шедевры Таллинна».
«Если в предыдущих работах я сосредотачивался на градостроительной
тематике, то эта книжка касается только архитектуры и истории. Она
посвящена отдельным объектам — достопримечательностям города. Их 22.
Естественно, когда я рассказываю, например, о Ратуше, я пишу о том, как
она возникла, как дошла до того состояния, в котором находится сейчас», —
сказал Брунс.
Легкое перо
В книгу вошли описания как основных шедевров архитектуры, лежащих на
главных туристических маршрутах и формирующих силуэт Таллинна со стороны
моря, так и новых построек, например, Таллиннской синагоги.
Причем, что интересно, автор не только рассказывает о причинах,
условиях, нуждах для постройки, он также останавливается и на интерьерах
помещений, публикует фотографии с таких ракурсов, которые простому
посетителю зачастую остаются недоступными.
Свой выбор объектов для книги Брунс сделал из тех, которые не ранят его
глаз художника: «Я описываю часть объектов, которыми я восхищаюсь,
поскольку все не вместить. Но эта часть — значительная, и я с чистым
сердцем могу отнести к достопримечательностям города».
К сожалению Брунса, исторический Таллинн соотносится в основном с
памятниками архитектуры готики XV века, но, по его словам, город — это
постоянно развивающийся организм, он строится сквозь века, и каждый век
оставляет что-то значительное в его теле.
«Исторический город должен сохранять все то выдающееся, что оставила та
или иная эпоха. Поэтому я включил церковь Каарли (XIX век), театр
«Эстония» (начало ХХ века), Певческую эстраду (середина ХХ века),
Национальную библиотеку (третья четверть ХХ века), Kumu и синагогу (ХXI
век). Портом я завершил, потому что именно он вызвал возникновение
города, он был первичен, город вторичен. Порт развивался всю тысячу лет
существования Таллинна», — сказал он.
Брунс в своей книге очень подробен, но его легкое перо пишет без
занудства. Он рассказывает не только то, что никто не знает, например,
сколько в Ратуше было туалетов (один), но и доказывает, почему одно
строение является шедевром, а другое нет. Это касается, например,
развалин монастыря Св. Биргитты и новостройки рядом.
82-летний заслуженный архитектор до сих пор внимательно следит за тем,
как строится Таллинн и как изменяется его внешний облик. Например,
вместе с коллегой Ингаром Фьюком он агитировал за сохранение
Таллиннского горхолла.
Пожелание на будущее
«Я считаю его самым лучшим произведением архитектуры, построенным в
годы советской власти. Но поскольку перед Олимпиадой была спешка,
качество строительства было нехорошее», — говорит Брунс,
который склоняется к мысли, что его стоит переделать в конференц-центр.
«В Таллинне нет настоящего центра для проведения конференций с большим
залом. Нет зала и для государственных приемов. Приемы происходят в
каких-то приспособленных помещениях, например, концертных. К сожалению,
финансовый кризис отразился на всем, в том числе и на архитектуре, и что
будет в горхоллом, я не знаю.
Я считаю, что государство должно сделать там зал для государственных
приемов, но сегодня сотрудничество правительства и городских властей
невозможно», — сказал архитектор.
Брунс сожалеет о перестройке центра «Сакала». «Он имел характер
таллиннской архитектуры, а «Солярис» — бездушная космополитическая
архитектура», — считает он.
Брунс считает, что все, что строится или будет построено в центре
города, должно продолжать «пахнуть» Таллинном. «А Таллинн пахнет морем,
свободой и красотой», — говорит архитектор.
Дмитрий Брунс
· Родился 11 января 1929 года в Риге. · В 1953 году окончил Ленинградский строительный институт. · В 1960-1980 годах занимал пост главного архитектора Таллинна.