Рост числа российских туристов в последнее время радует не только
спа-отели и гостиницы Ида-Вирумаа, но и торговые центры, в которых
гости из Санкт-Петербурга регулярно совершают шопинг.
По словам старшего специалиста по туризму департамента экономии и
развития нарвской горуправы Ольги Черемушкиной, заметный рост числа
российских туристов в Нарве налицо.
«Благодаря российским туристам выросла заполняемость нарвских гостиниц,
посещаемость Нарвского музея, продажа сувениров и даже оборот в
торговых центрах», — отметила Черемушкина.
Если в целом по Эстонии российских туристов в 2011 году было на 70
процентов больше, чем в 2010-м, то в Нарве этот показатель скромнее — по
предварительным подсчетам рост составил около 30 процентов. Количество
ночевок россиян в местных гостиницах в 2011 году по сравнению с
предыдущим увеличилось вдвое.
По мнению Черемушкиной, интерес к Нарве со стороны российских
туроператоров вырос отчасти благодаря активному участию города в
туристических выставках-ярмарках, а также тому, что пересекать границу в
последнее время стало проще.
«Даже в напряженный период новогодних и рождественских праздников
многие туроператоры отметили хорошую работу пограничников с обеих
сторон. Благодаря этому туристические автобусы часто пересекали границу
даже раньше запланированного времени», — сказала она.
Директор по маркетингу двух крупных нарвских торговых центров, Fama и
Astri, Надежда Лазарева рассказала, что оборот торговых центров
повысился благодаря большому количеству покупок россиян, сделанных по
системе tax free.
В Нарву за покупками
«Дважды в неделю, во вторник и четверг, петербуржцы приезжают в Нарву делать шопинг на рейсовых автобусах фирмы Вaltic Shuttle. Покупают все: в первую очередь, конечно, эстонские продукты,
но хорошо продаются также техника, обувь, детская одежда», — сказала
Лазарева.
По ее словам, в декабре россияне сделали в Нарве на 5 процентов больше покупок по системе tax free, чем в Таллинне. «Мы целенаправленно работаем над привлечением в наши торговые центры
россиян, с 2009 года проводим рекламные компании. На мой взгляд, важно,
что во время туристических выставок в Санкт-Петербурге, в которых мы
тоже участвуем, Нарву представляют как единый туристический продукт,
город, где можно и в музей сходить, и шопинг сделать, и получить
спа-услуги», — рассказала Лазарева. Обычно шоп-туры в Нарву —
однодневные, но есть и более обширная программа, рассчитанная на два
выходных дня: кроме шопинга, в нее входит ночевка в спа-отеле
Нарва-Йыэсуу и посещение Пюхтицкого монастыря.
«У петербуржцев два направления для шопинга — Финляндия и Эстония. К
нам ближе и удобнее. Но в Финляндию они могут на три дня ездить без
визы. Если бы у нас было так же, начался бы настоящий туристический
бум», — считает Лазарева.
Чувствуют себя, как дома
Один из самых известных и давно работающих в Ида-Вирумаа спа-отелей —
Toila — в прошлом году принял на 40 процентов больше российских
туристов, чем в 2010 году. По словам руководителя отдела продаж Toila
Мерике Кивисаар-Сандер, летом и в период рождественско-новогодних
праздников россияне составляют до 80 процентов их клиентов.
«Разумеется, мы рекламируем себя, участвуем в туристических выставках.
Но большая часть наших российских клиентов — постоянные. Они все уже
здесь знают, приезжают, как к себе домой. Им у нас нравится, и они не
хотят ничего менять», — сказала Кивисаар-Сандер.
Довольны ростом числа российских туристов и другие спа-отели
Ида-Вирумаа. Менеджер по продажам спа-отеля Meresuu Игорь Шустров,
рассказал, что в период с 30 декабря по 7января рост числа российских
туристов был традиционным и ожидаемым — они составили 77 процентов от
общего числа гостей, несмотря на то, что стоимость номера выросла за год
на 35,5 процентов.
«Насколько могу судить по отзывам наших постоянных клиентов, их
привлекает близость от Санкт-Петербурга, тишина, чистый воздух, качество
обслуживания и относительно невысокие цены на услуги», — рассказал
Шустров. В 2011 году доля российских гостей в Meresuu составила 32,5
процента — на 8, 5 процентов больше по сравнению с 2010 годом.
В спа-отеле Narva-Jõesuu доля россиян на новогодние праздники составила
почти 90 процентов. «В этом году все номера на этот период были
забронированы еще в октябре. Петербуржцы говорят, что им нравятся наши
цены и обслуживание на русском языке.
Добираться до нас предпочитают на автобусе, чтобы не ждать в очереди на
границе», — рассказала руководитель по продажам спа-отеля Narva-Jõesuu
Татьяна Юусу.