Маэстро Эри Клас заходит в театр, и лица у
всех озаряются улыбками. Директор Национальной оперы "Эстония" Айвар
Мяэ раскидывает руки в стороны и спешит заключить дирижера в свои
объятья. "И целоваться будем!" — Мяэ балагурит, обнимается с Класом и
представляется нам с фотографом: "Айвар Энделевич". Эри Клас счастлив,
потому что он в своей стихии. На столе в его кабинете лежат партитуры
опер, и маэстро сразу же, пусть даже на мгновение, утыкается в одну из
них. Это для него как глоток воздуха.
10 мая в Национальной опере
"Эстония" состоится торжественный концерт, посвященный 65-летию
окончания Второй мировой войны. Мероприятие пройдет в рамках проекта
"Искусство против фашизма", который проводится Центром Национальной
Славы России и его партнером в Эстонии — организацией "Русский Дом".
Дирижировать концертом будут художественный руководитель Мариинского
театра Валерий Гергиев и главный дирижер Московского театра "Новая
опера" Эри Клас. Этим концертом музыканты и организаторы хотят почтить
память представителей сотен наций и народностей, павших в этой самой
кровопролитной войне 20-го столетия.
"Ленинградская" переворачивает души
-
Мне очень приятно, что такой авторитетный, всем известный и всеми
любимый Мариинский театр принимает участие в этой акции, — говорит Эри
Клас. — Особенно меня радует приезд его художественного руководителя
Валерия Гергиева. И мы делим с ним режиссерский пульт. Гергиев будет
дирижировать Седьмую симфонию Шостаковича, так называемую
"Ленинградскую", я — Пятую симфонию Чайковского. Прозвучит только
первая часть Седьмой симфонии, она длится 32 минуты. У нее сильное
начало и мажорное завершение. Вот такая программа. И я уже знаю, что
интерес к этому мероприятию довольно большой.
- Вы лично знакомы с Гергиевым? -
Мы коллеги и добрые соседи друг для друга. Я его знаю с давних времен.
С тех пор, как мы учились в консерватории. У меня, скажем так, есть на
него определенные планы. Мы ведем переговоры о его возможном участии в
фестивале "Биргитта 2010".
- Вас не пугает повод для концерта: 65 лет победы во Второй мировой войне? -
Видите ли, это грандиозное событие — 65 лет со дня окончания войны. Это
огромная победа всех народов мира. И в акции принимает участие Россия,
которая победила самое страшное животное. Так я думаю о фашизме. Данное
событие отмечается во всем мире. И что касается репертуара, то мы
играем именно исходя из этой даты. Седьмая симфония Шостаковича
рассказывает о самых страшных событиях в Ленинграде — времени блокады.
Музыканты впервые исполнили ее в блокадном городе. Это, скажу, одно из
любимых произведений Валерия Гергиева. Кстати, война для меня лично
очень трагическое событие. Война отобрала у меня отца, бабушку и
дедушку. И я всегда считал и считаю большой победой разгром фашизма,
хоть сегодня, к сожалению, он пытается прорваться в нашу жизнь.
-
"Ленинградская" симфония — музыка, от которой мурашки бегут по коже. У
вас есть такое произведение, которое переворачивает душу? -
Честно говоря, есть много таких произведений. И я бы не мог
представлять свою профессию, если бы не вникал в дух каждого
произведения, будь это опера или симфоническая музыка. "Ленинградская"
симфония переворачивает души. Я считаю Шостаковича самым выдающимся
композитором 20-го века. Его музыка трогает.
"Меня ценят не за красивые глаза"
- Вы больше живете в Москве? - Нет, я живу здесь, там бываю наездами. Останавливаюсь в квартире, которую театр снимает для меня.
- Вы, наверное, много поездили по России? -
Можно сказать, побывал во всех городах и весях и дирижировал всеми
оркестрами Москвы и Петербурга. Я был в 47 странах мира, городов
набирается раз в 10 больше. С Россией у меня очень тесные отношения. Я
учился в Ленинграде, работал в Большом театре, теперь вот в "Новой
опере". Стараюсь приглашать российских музыкантов сюда на гастроли. В
Москве не раз проводил гала-концерты. Кстати, один из них был посвящен
Георгу Отсу. Когда концерт заканчивался, и с экрана Георг Карлович пел
песню "Я люблю тебя, жизнь", то за моей спиной в первой ряду стоял мэр
Москвы Юрий Лужков и пел эту песню в полный голос. И все зрители в зале
стояли и пели. Я являюсь послом доброй воли по линии ООН, но чувствую
себя неким культурным мостом между Россией и Эстонией. И моя работа
приносит большие плоды, это даже не стоит акцентировать. Дружба есть. И
она продолжается.
- Как вы думаете, почему вас ценят? -
Точно не за красивые глаза. Я стою за дирижерским пультом более 40 лет.
Есть опыт и репертуар. Дирижера выбирают музыканты. И если им не
нравится, то они критикуют тебя вслух. Если же недовольства слишком
много, то карьера дирижера заканчивается. Я 20 лет был главным
дирижером в театре "Эстония", после чего проработал 5 лет главным
дирижером Королевской оперы Швеции, 8 лет — главным дирижером в Дании,
8 — в Голландии, 8 — в Финляндии. Набирается прилично и лет, и опыта.
Завтра (интервью проходило 22 марта — прим. Л.Т.) еду в Москву
дирижировать премьеру оперы Чайковского "Орлеанская дева". Потом сразу
лечу в Америку. Такая моя жизнь.
- Вас тоже критикуют музыканты? - А как же! Как и я критикую их.
- И вы прислушиваетесь к критике? -
Я самокритичен и всегда прислушиваюсь к критике. Это такие ветки
демократии. У нас не как в армии: один генерал отдает приказы, а все
беспрекословно исполняют. Хорошая музыка получатся только тогда, когда
делается на художественных началах.
Не все упирается в деньги
- Вы в детстве тоже мечтали стать дирижером? -
Моя профессия была предопределена с рождения. Я потомственный музыкант.
И я доволен своим выбором. Мои дедушки и бабушки со стороны матери и
отца были музыкантами, мама была великолепным музыкантом и мои
учителем, только у отца имелось техническое образование. Мама многому
меня научила. Потом моими педагогами были Густав Эрнесакс, в
Ленинградской консерватории — Николай Рабинович. Большим примером
служил для меня и Георг Отс.
- Вам снится, что вы стоите за дирижерским пультом? - Снится.
-
Сегодня наше общество переживает кризис, и некоторым культурные
мероприятия могут казаться ненужными. Какая культура, когда не хватает
на хлеб? - Во-первых, музыка — это из категории вечных
ценностей. Во-вторых, не все упирается в деньги. Я как посол доброй
воли за многие свои концерты денег не получаю. И добавлю, что не деньги
определяют успех концерта, а желание. И мое, и музыкантов, и публики.
Если у меня есть желание, я дирижирую с удовольствием, не обращая
внимания на гонорары, а счастлив оттого, что могу музыкой нести радость
людям. В этом и заключается моя миссия как посла доброй воли.
- Как вы проводите свое свободное время? - Учу новые произведения. Или отдыхаю.
- Отдыхаете, как я понимаю, разучивая новые произведения? - Да. Потому что для меня это удовольствие. Больше всего я люблю природу. И ее звуки для меня — чарующая музыка.