Таллинское варьете в гостинице "Виру" - забытый, но все равно самый яркий символ советско-эстонского гламура. Вряд ли многие из тех, кто застал расцвет эстрадных танцев в советской Эстонии, знали, что придумал эти танцы самый настоящий ветеран эстонской дивизии СС - хореограф Калью Саареке, первый постановщик танцевальных программ и главный балетмейстер республиканской филармонии Эстонской ССР.
Стандартный, в общем, прием для светского разговора: если у тебя гость из Москвы, называешь
своих московских знакомых - вдруг собеседник тоже их знает? "Уланова,
Лепешинская, Максимова, - говорит он и вдруг понимает: - Все мои подружки
московские уже умерли".
В январе у него умерла еще и жена, и общие знакомые не
советовали звонить ему, но оказалось, что он, наоборот, старается после смерти
жены как можно чаще с кем-нибудь встречаться, ему так проще. И разговоров о
жене он тоже не избегает. Познакомились, когда она вернулась из Сибири: ее
выпустили по амнистии в 1953 году, а вообще ей полагалось сидеть 25 лет, и
потом еще пять ссылки - во время немецкой оккупации работала секретаршей
"в каком-то учреждении".
На таком фоне судьба самого Калью выглядит странно: он не
сидел, хотя последний год войны провел даже не в "учреждении", а в
дивизии Ваффен-СС, но единственная репрессия, которой Калью подвергся после
войны, - не приняли в университет в Тарту, и
тогда он уехал в Москву и поступил в хореографическое училище при Большом
театре. Почему не посадили - не знает, но готов допустить, что просто забыли;
объяснение странное, но другого нет.
Выглядит 86-летний Калью слишком по-антисоветски, даже с
поправкой на эстонские условия. В обоих ушах - золотые серьги, длинный шарф
поверх толстовки и явно искусственно поддерживаемая небритость, но дело даже не
в этом. Трудно понять, что именно стоит считать тем волочащимся по земле
парашютом, который, как в анекдоте, выдавал в Штирлице советского разведчика;
наверное, ужасной пошлостью будет сказать, что в случае Калью этим парашютом
служат его глаза, но, скорее всего, дело как раз в глазах, и это глаза совсем
не неформала. Глаза человека, который смотрит на тебя чуть более внимательно,
чем стоило бы в его возрасте и в его положении.
Об эсэсовском прошлом Калью говорит, как и полагается,
неохотно, даже слово "СС" он то ли по-настоящему, то ли понарошку
забыл - сказал просто: "Служил в германской армии" - и стал щелкать
пальцами: мол, как же это называется, ах да, СС. Людей, по его словам, не
убивал. Просто призвали в самом конце войны, и до прихода Советской армии он
учился в каком-то подготовительном лагере, "ничего интересного". Что после
войны его завербовали чекисты (ну а почему еще его могли не посадить?!) - тоже
отрицает, но как бы он выглядел, если бы сказал: да, мол, вы знаете, я работал
на КГБ? Говорит, что не работал.
Училище в Москве он закончил в 1948 году, когда в Москве
проводилась декада эстонской культуры. Театр "Эстония" демонстрировал
на сцене Большого балет "Калевипоэг" по мотивам эстонского эпоса.
Балет даже имел успех, но газета "Правда" в статье об эстонской
декаде о постановке отозвалась единственной строчкой: "Балета в Эстонии
нет" - и эстонский ЦК взялся срочно исправлять ситуацию. В Таллин
пригласили нескольких московских преподавателей, в том числе Калью Саареке.
Дали даже комнату в коммуналке рядом с театром. Квартира была пятикомнатная, но
остальные помещения занимал Георг Отс с семьей. "Он уже тогда был звезда,
хотя оперетты с его участием коммунистические газеты очень критиковали".
Когда звездой стал сам Калью, ему дали отдельную квартиру.
Преподавательскую работу ("Учеников у меня было много,
но они в основном уже умерли от старости") он совмещал с классическим
репертуаром театра "Эстония", в который его взяли солистом балета и в
котором он станцевал все, что там было. "Все балеты, какие тогда были в
Большом, мы у себя повторяли, даже "Лебединое озеро". Было
скучно", - вздыхает Калью , и здесь самое время посмеяться над эстонской
медлительностью, потому что скучно-то скучно, но в театре он проработал до 1972
года, хотя варьете в его жизни тогда уже было. "Стали появляться
иностранные туристы, и стало нужно чем-то их развлекать. Сначала открыли
варьете в ресторане "Астория", потом построили "Виру", и
варьете переехало в "Виру", и я из театра уже туда на постоянную
работу ушел постановщиком, там мои постановки до сих пор идут".
Построенное в 1972 году 24-этажное здание здание
интуристовской гостиницы "Виру" у стен Старого города, наверное,
навсегда останется самым некрасивым сооружением в центре Таллина, но сорок лет
назад это был буквально символ воссоединения Эстонии с Европой: президент
Финляндии Урхо Кекконен и советский лидер Леонид Брежнев договорились, что
граждане Финляндии имеют право приезжать в столицу советской Эстонии без визы
на срок до суток, и для них построили отель и запустили первый советский настоящий
пассажирский морской паром "как в Европе". И то, и другое сделали финны.
Паром, кстати, назвали в честь бывшего соседа Калью "Георг Отс"
("На пароходе тоже была танцевальная программа, и я тоже ее делал").
А проектировщики отеля приглашали Калью к себе, чтобы он объяснил им, как
правильно строить второй этаж, чтобы там можно было разместить варьете. "Я
все объяснил, но и все равно на всем сэкономили и построили тесную раздевалку и
одну душевую. Когда к Олимпиаде строили "Олимпию" (второй интуристовский отель в Таллине),
я к ним уже сам пришел и сказал: ребята, пока вы не построите, я буду с вами
здесь жить. Жил, следил за каждым шагом, и они построили все именно так, как
мне было нужно".
"Могу сказать, что идеологических ограничений не было.
Нам никто не звонил и не говорил: знаете, у вас здесь эротика или у вас здесь
что-то антисоветское. Нам действительно разрешали все".
Единственный случай, когда варьете и советская власть выясняли
отношения, произошел еще в "Астории". Посмотреть танцевальную
программу в полном составе пришло бюро ЦК компартии Эстонии. "Молча
просидели весь вечер, все закончилось, а они продолжают сидеть и молчат. Я стою
перед ними, тоже молчу. Наконец, самый главный говорит: "Если у вас
возникнут проблемы, обращайтесь к нам, мы поможем". Я понял, что мы ведь
им очень нужны - европейская витрина советской жизни, - но как-то специально помогать
нам они боятся. И закрыть тоже боятся. Не мы их боимся, а они нас".
Почти неосязаемый, зато, вероятно, самый зрелищный признак
принадлежности советской Эстонии к Европе, таллинское варьете оставалось
таллинским, даже когда Калью готовил танцевальные программы для интуристовских
ресторанов в Москве ("Звездное небо" на улице Горького и
"Арбат" на Калининском проспекте), Ленинграде и Сочи. "Писатели,
драматурги, спортсмены - вся Москва понимала, что я тот самый Калью, которому
надо позвонить в пять утра и попросить достать билетик на представление. Я был
дефицитный человек, и это было важнее денег. Деньги тогда не очень большое
значение имели. Даже машину 'волга' не мог себе купить, у меня была 'лада'. Две
'лады'".
К концу семидесятых в Таллине одновременно работало четыре
варьете, и в каждом постановщиком танцев был Калью Саареке. Он, конечно, очень
гордится этим периодом и обижается, когда расцвет таллинских варьете связывают
с советским дефицитом: "Часто говорят, что тогда ничего не было в
магазинах, поэтому нам кроме танцев ничего не оставалось. Я когда первый раз
был в Париже, приехал в "Мулен руж", стою в очереди и думаю:
интересно, здесь же не было советской власти, откуда же здесь варьете?"
Свою версию расцвета жанра он сформулировал в нескольких книгах ("Но они
все на эстонском, дарить их вам не буду"): "Эстрадное искусство для
эстонского народа - это то, из чего он само состоит. Песня, танец - это наша
национальная идентичность. Праздники на Певческом поле - все их видели, все
понимают, что мы поющая нация, танцующая нация".
Увидеть танцующую нацию в варьете сейчас можно раз в неделю
на втором этаже гостиницы "Виру" - больше ничего не осталось. Калью
советует туда сходить, но предупреждает: "С вами не пойду. Там дорогие
билеты, и если я приду, то они подумают, что я напрашиваюсь бесплатно. Не хочу
так".