Докторант
Тартуского университета Чжан Сяотянь по-своему понимает будущее и
инвестиционную привлекательность эстонской экономики.
В Тарту Сяотянь оказался не сразу. Четыре года студентом провел в
Минске, где получил степень магистра. После чего обнаружил, что в
Эстонии наблюдается дефицит китайских бизнесменов, и отправился
получать докторскую степень к нам. «Обычно я направляюсь туда, где
нужен, где меня ждет масса возможностей», – говорит Сяотянь.
Европейские инвесторы, если их спросить, хорошо ли работается в
Эстонии, обычно жалуются на закрытость общества, высокое
налогообложение и отвратительную инфраструктуру. Докторант нашу
страну, наоборот, нахваливает: и географическое положение супер, и
высокие технологии есть, и местная среда, на китайский взгляд, выглядит
вполне дружелюбной. Если за положительной характеристикой стоит
что-нибудь кроме восточной вежливости, получается, что евро в 2011 году
Эстония вводит скорее в интересах азиатского бизнеса. Китай богатеет, и
Поднебесную в мире воспринимают уже в качестве инвестора, а не только
гигантского сборочного цеха. А прихотливые европейцы, вопреки ожиданиям
правительства, могут и вовсе не вкладывать в Эстонию.
Зато студенты из Поднебесной, попадая в Прибалтику, открывают здесь
фирмы. Два года назад в Вильнюсе мне случилось познакомиться со
студенткой из Шеньчжена, оперативно запустившей бизнес по торговле
сумочками и прочими интересностями из провинции Гуандун. Причина та же:
китайцев в Литве мало, прибалты по-китайски ни бельмеса, а сумочки
гуандунские хотят. Чжан Сяотянь же по прибытии в Тарту открыл
консалтинговую фирму Raatuse International Trade. Как утверждает, первую
подобную компанию в Балтии. На жизнь не жалуется: желающих развивать
экспорт-импорт с Китаем хватает. Десять процентов доходов фирмы идет на
помощь бездомным Восточной Европы.
Доверие и скорость
В китайском обществе все завязано на человеческих отношениях,
личные контакты играют огромную роль, как и положено на Востоке.
Основной компонент – доверие. «Настоящие китайские бизнесмены
заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, поэтому никто не станет
работать с вами, пока не поверит, – говорит Сяотянь. – Еще очень важна
скорость: конкуренция в Китае очень серьезная. Приходится работать
очень быстро, иначе другие обойдут тебя прежде, чем успеешь заметить».
В Таллинн толстосумы из Китая не спешат. Известно, что дела с
китайским терминалом и распределительным центром товаров в порту Мууга
продвигаются отнюдь не быстро. «Насколько я знаю, проект в процессе, он
необходим и будет завершен в ближайшие годы, а не через 10-15 лет, –
успокаивает Сяотянь. – У Эстонии есть шанс стать центром логистики для
некоторого объема китайской продукции, отгружаемой в Европу».
В присутствие китайских товаров в эстонских терминалах, несмотря на
скептицизм, верится больше, чем в прорыв эстонского бизнеса на
китайском рынке. «Очевидно, что у Эстонии нет возможности конкурировать
с масштабом Китая, поэтому наилучшие шансы на выход на китайский рынок
у инфотехнологических и других продуктов высоких технологий, –
продолжает Сяотянь. – Многие эстонские предприниматели полагают, что
это невозможно, потому что ничего не знают о гигантском внутреннем
рынке страны с населением 1,3 миллиарда человек».
Совсем забыли про туризм
Сяотянь пришел к выводу, что больше всего знаний о Китае недостает
представителям малого и среднего бизнеса Эстонии. Не говоря уже о
недостатке опыта работы в огромной стране. «Многие эстонские
предприниматели боятся сделать свой бизнес международным, боятся роста,
– поясняет Сяотянь. – Большая степень интернационализации привлечет
больше инвесторов и туристов. Туризм – потенциально важная сфера, на
которой стоило бы сфокусироваться».
Хотя бы потому, что большинство китайцев понятия не имеют, что за
овощ такой Эстония и как его готовить. «На решение этой проблемы
потребуется время, для Эстонии важнее всего иметь грамотную стратегию
маркетинга. Участие во Всемирной выставке в Шанхае – прекрасная
возможность разрекламировать Эстонию как Скандинавскую страну,
представить ее таким образом китайскому народу. Благодаря
сотрудничеству вузов (эстонских и китайских
– прим. М.К.), исследовательских институтов, туристического и прочего
бизнеса Эстония будет знакома все большему числу людей – в
положительном смысле», – подытожил Сяотянь.
Комментарий:
Урмас ВАРБЛАНЕ, профессор экономики Тартуского университета:
Эстонские предприниматели до сих пор слишком мало работали на
китайском направлении, в отличие от тех же финнов. Практически нет
примеров, когда эстонцы работают в китайской фирме или наоборот. Не
хватает совместных предприятий. В чем-то поможет открытие консульства
Эстонии в Шанхае. Власти этого огромного города вполне могут
заинтересоваться нашим электронным правительством и другими
инновационными продуктами.
У наших бизнесменов, я бы сказал, проблема с мировоззрением: они
думают не о привлечении инвестиций, не о сотрудничестве, а в первую
очередь о том, как продать свой товар в Китае. Предприимчивость – одна
из лучших черт китайского народа, это у них в крови. Поэтому у эстонцев
не получится выехать на одной интуиции, надо быть лучшим из лучших,
чтобы добиться успеха на китайском рынке.