Напишите мне | 41579585 | RSS | Follow MyEstonia_ru on Twitter
Категории каталога
Экономика и бизнес [107]
Главная » Эстония вчера и сегодня » Экономика и бизнес » Экономика и бизнес

Он знает, Мууга цвесть!

Докторант Тартуского университета Чжан Сяотянь по-своему понимает будущее и инвестиционную привлекательность эстонской экономики.

В Тарту Сяотянь оказался не сразу. Четыре года студентом провел в Минске, где получил степень магистра. После чего обнаружил, что в Эстонии наблюдается дефицит китайских бизнесменов, и отправился получать докторскую степень к нам. «Обычно я направляюсь туда, где нужен, где меня ждет масса возможностей», – говорит Сяотянь.

Чжан Сяотянь в Тарту, ЭстонияЕвропейские инвесторы, если их спросить, хорошо ли работается в Эстонии, обычно жалуются на закрытость общества, высокое налогообложение и отвратительную инфраструктуру.  Докторант нашу страну, наоборот, нахваливает: и географическое положение супер, и высокие технологии есть, и местная среда, на китайский взгляд, выглядит вполне дружелюбной. Если за положительной характеристикой стоит что-нибудь кроме восточной вежливости, получается, что евро в 2011 году Эстония вводит скорее в интересах азиатского бизнеса. Китай богатеет, и Поднебесную в мире воспринимают уже в качестве инвестора, а не только гигантского сборочного цеха. А прихотливые европейцы, вопреки ожиданиям правительства, могут и вовсе не вкладывать в Эстонию.

Зато студенты из Поднебесной, попадая в Прибалтику, открывают здесь фирмы. Два года назад в Вильнюсе мне случилось познакомиться со студенткой из Шеньчжена, оперативно запустившей бизнес по торговле сумочками и прочими интересностями из провинции Гуандун. Причина та же: китайцев в Литве мало, прибалты по-китайски ни бельмеса, а сумочки гуандунские хотят. Чжан Сяотянь же по прибытии в Тарту открыл консалтинговую фирму Raatuse International Trade. Как утверждает, первую подобную компанию в Балтии. На жизнь не жалуется: желающих развивать экспорт-импорт с Китаем хватает. Десять процентов доходов фирмы идет на помощь бездомным Восточной Европы.

Доверие и скорость

В китайском обществе все завязано на человеческих отношениях, личные контакты играют огромную роль, как и положено на Востоке. Основной компонент – доверие. «Настоящие китайские бизнесмены заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, поэтому никто не станет работать с вами, пока не поверит, – говорит Сяотянь. – Еще очень важна скорость: конкуренция в Китае очень серьезная. Приходится работать очень быстро, иначе другие обойдут тебя прежде, чем успеешь заметить».

В Таллинн толстосумы из Китая не спешат. Известно, что дела с китайским терминалом и распределительным центром товаров в порту Мууга продвигаются отнюдь не быстро. «Насколько я знаю, проект в процессе, он необходим и будет завершен в ближайшие годы, а не через 10-15 лет, – успокаивает Сяотянь. – У Эстонии есть шанс стать центром логистики для некоторого объема китайской продукции, отгружаемой в Европу».

В присутствие китайских товаров в эстонских терминалах, несмотря на скептицизм, верится больше, чем в прорыв эстонского бизнеса на китайском рынке. «Очевидно, что у Эстонии нет возможности конкурировать с масштабом Китая, поэтому наилучшие шансы на выход на китайский рынок у инфотехнологических и других продуктов высоких технологий, – продолжает Сяотянь. – Многие эстонские предприниматели полагают, что это невозможно, потому что ничего не знают о гигантском внутреннем рынке страны с населением 1,3 миллиарда человек».

Совсем забыли про туризм

Сяотянь пришел к выводу, что больше всего знаний о Китае недостает представителям малого и среднего бизнеса Эстонии. Не говоря уже о недостатке опыта работы в огромной стране. «Многие эстонские предприниматели боятся сделать свой бизнес международным, боятся роста, – поясняет Сяотянь. – Большая степень интернационализации привлечет больше инвесторов и туристов. Туризм – потенциально важная сфера, на которой стоило бы сфокусироваться».

Хотя бы потому, что большинство китайцев понятия не имеют, что за овощ такой Эстония и как его готовить. «На решение этой проблемы потребуется время, для Эстонии важнее всего иметь грамотную стратегию маркетинга. Участие во Всемирной выставке в Шанхае – прекрасная возможность разрекламировать Эстонию как Скандинавскую страну, представить ее таким образом китайскому народу. Благодаря сотрудничеству вузов (эстонских и китайских – прим. М.К.), исследовательских институтов, туристического и прочего бизнеса Эстония будет знакома все большему числу людей – в положительном смысле», – подытожил Сяотянь.

Комментарий:

Урмас ВАРБЛАНЕ, профессор экономики Тартуского университета:

Эстонские предприниматели до сих пор слишком мало работали на китайском направлении, в отличие от тех же финнов. Практически нет примеров, когда эстонцы работают в китайской фирме или наоборот. Не хватает совместных предприятий. В чем-то поможет открытие консульства Эстонии в Шанхае. Власти этого огромного города вполне могут заинтересоваться нашим электронным правительством и другими инновационными продуктами.

У наших бизнесменов, я бы сказал, проблема с мировоззрением: они думают не о привлечении инвестиций, не о сотрудничестве, а в первую очередь о том, как продать свой товар в Китае. Предприимчивость – одна из лучших черт китайского народа, это у них в крови. Поэтому у эстонцев не получится выехать на одной интуиции, надо быть лучшим из лучших, чтобы добиться успеха на китайском рынке.

Михаил Колосок,

www.dzd.ee

Категория: Экономика и бизнес | Добавил: Zelig (09.07.2010)
Просмотров: 1350 | Рейтинг: 0.0/0 |
Тэги материала:Тартуский университет, туризм, Тарту, Китай, инвестиции, Варблане, бизнес, Выставка, Шанхай, Мууга
Еще материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 20.07.2025, 20:18
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100