Девяносто зрителей, которым посчастливилось попасть в Русский
театр на «Пять вечеров», на три с половиной часа с головой погружаются в
атмосферу конца 1950-х, с поразительной точностью, вплоть до мельчайших
деталей воссозданную художником Борисом Шляминым.
– Сейчас кажется, что в шестидесятые было ощущение радости. – Было. Но быстро угасло.
(Из интервью, которое Александр Володин дал в день 80-летия Марине Дмитревской.)
Мне доводилось бывать в старых питерских коммуналках, с их длинными и
почему-то извилистыми коридорами, где в полутьме непременно натыкаешься
то на лыжи, в распорках дожидающиеся зимы, то на повешенный на стену
вверх колесами ржавый велосипед, то, как герои спектакля, на жестяной
таз. Эпоха узнается и в женских прическах (некогда модный, а ныне едва
ли не кажущийся уродливым перманент), и в костюмах (кто-то из зрителей
пенял театру, отчего Александр Ивашкевич – Ильин одет здесь так же, как
Станислав Любшин в фильме Никиты Михалкова. Так ведь отечественная
легкая промышленность той поры не баловала разнообразием: широкополая
черная шляпа, добротное драповое пальто и костюм в полоску были
униформой самостоятельного мужчины).
Характеры эпохи
Но главная и подкупающая верность эпохе – в характерах. В том, как
бережно, умно и лирично прочли и сыграли старую (1959) пьесу Володина
режиссер Александр Кладько и актеры Лариса Саванкова, Александр
Ивашкевич, Елена Тарасенко, Татьяна Егорушкина, Дмитрий Кордас и Сергей
Черкасов.
Петербургский режиссер Кладько ранее поставил в Таллинне «Старшего
сына» и «Чиполлино». Мило, талантливо, но... не более. «Пять вечеров» –
совсем другой уровень. Здесь очень много того, что хочется назвать
театральным высшим пилотажем.
«Пять вечеров» – пьеса длинная. Обычно ее сокращают. Здесь режиссерские
«ножницы» почти не тронули текста, потому что у Володина одно вытекает
из другого, все взаимосвязано, герои заслуживают подробного (но и не
лишенного доброты, а некоторые – и снисходительности) взгляда.
Почему Ильин вдруг вспомнил первую любовь? Потому что его случайная –
на этот вечер – подруга Зоя заговорила о любви. А еще потому, что Зоя,
феноменально точно сыгранная Еленой Тарасенко, вдруг ужаснула его:
несовместимость интеллектов, интересов, кругозоров оказалась
катастрофической! Но и довольно вульгарной Зое режиссер, актриса, а с
ними и публика сочувствуют. Володин жалел и понимал этот несчастный
женский социальный слой: фабричных девчонок, продавщиц, санитарок – с их
неустроенностью, неутомимым желанием встретить того единственного и
готовностью в который уж раз наступить все на те же грабли.
...А ей семью хочется, ведь женщина! И она уже не так верит в себя. «В
чем дело, чего у меня не хватает?» И с третьим она уже теряет гордость,
почти навязывается. А про нее говорят: «Какая распущенная...»
Зоя – охотница, чего только стоят ее взгляды: плотоядный на Ильина (а
вдруг он и есть ее счастье?) и колюче-изучающий на Тамару (отчего он
называет ее звездой? Если приглядеться, чем я хуже?). Но охотница
неудачливая.
Жалость и преклонение
– Знаешь, что волнует меня в любой женщине? Я преклоняюсь перед
ней, как перед чудом. В женщине есть мелодия, должна быть, иначе она –
не женщина. Мне всегда кажется, что чудо-женщина беззащитна. Вот и
получается, что любовь – это жалость и преклонение.
Александр Володин
И в спектакле в каждой женщине звучит эта мелодия. Характеры очерчены
очень точно. Бедовая, отчаянная Катя (Татьяна Егорушкина), настоящая
боевая подруга для пока еще ребячливого и наивного Славика (Дмитрий
Кордас), может пойти одним из двух путей: либо Зоиным – в Кате есть
некая простоватость, либо Тамариным – стать звездой для любящего мужчины
и немножко – Снежной Королевой. Какой и сыграла Тамару Лариса
Саванкова.
Я взял маленькое зеркальце, посмотрел на себя в профиль и понял: не
сможет она меня любить. Женщина в белом, как снежная королева, такая
прекрасная, что я могу только боготворить ее издали... И вот та девушка,
что звонила, представилась мне такой. И я говорю: не надо встречаться.
За четыре дня до призыва! Вы, говорю, придете вся в белом, прекрасная, а
я – вы не знаете, что увидите... Словом, полный идиот... Ну мы и
встретились. И вот призыв. Женщины провожают нас, бегут за грузовиками,
плачут. А моя не плачет. Кричит на бегу: «Видишь, какая у тебя будет
бесчувственная жена!»
Александр Володин
Писатель подарил это прощание своим героям.
Лариса Саванкова в роли Тамары удивительна. Как и Александр Ивашкевич в
роли Ильина. Уж сколько спектаклей они сыграли вместе: Дидро и мадам
Тьербуш в «Голой правде», Фредерик Леметр и мадемуазель Жорж во
«Фредерике», Вальмон и маркиза де Мертейль в «Опасных связях», Мышкин и
Настасья Филипповна в «Идиоте». Их дуэт сыгран и слажен, как в фигурном
катании. Но здесь в их игре возникает новая глубина и новое обаяние.
Прошлое прочитывается в том, как они снова оттаивают, снова находят друг
друга. Понимаешь, что слова Тамары «какая у тебя будет бесчувственная
жена» согревали Ильина все дни войны. Мужчинам его поколения строки «Жди
меня» Симонова были молитвой и надеждой, Ильин вслед за лирическим
героем Симонова мог бы сказать Тамаре:
Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, – Просто ты умела ждать, Как никто другой.
Светлая тоска по людям
А что случилось дальше? Если биографии остальных персонажей выписаны
четко и прозрачно, то Ильин – загадка. Мы знаем, что его исключили из
института за то, что он назвал подлеца подлецом. Потом – фронт. Пока все
ясно. Но послевоенные годы... Мы знаем только, что он работал шофером
где-то на Севере. В 1959 году о сталинских репрессиях говорили глухо, а
уж на сцене эта тема была табу. Возможно, прямодушие Ильина привело его
на один из островов архипелага ГУЛАГ. Или предчувствие, что он сядет по
чьему-нибудь доносу, заставило Ильина добровольно завербоваться на
Север, где уж точно искать его не станут. (Так Иннокентий Смоктуновский в
послевоенные годы уехал в заполярный Норильск.) Впрочем, подробности не
так уж важны. Важно то, как Ивашкевич показывает, что можно быть
интеллигентом, не будучи хлюпиком.
Постановка Кладько, как и ее герой, интеллигентна. Сентиментальна, но
не слезлива. При всем драматизме (или мелодраматизме) она насыщена
юмором: очень смешной получилась сцена, в которой Тамара и Ильин, не
совпадая по фазе, переговариваются ночью из разных углов и Тамара,
стесняясь и все же желая покрасоваться перед любимым мужчиной,
выглядывает из-за ширмы в комбинации и тут же, испугавшись собственной
смелости, прячется. Совершенно феерически сделана сцена Ильина и Кати в
пивной, здесь столько комедийных деталей, что сцена проходит под
непрерывный хохот зала. Замечательно придуман «дуэт ревнивиц», в котором
Лариса и Зоя танцуют под песню «Миленький ты мой...»: он начинается как
поединок, а заканчивается как братание подруг по несчастью.
Наконец, финал, в котором есть и душевное тепло, и почти что семейная
трогательная интонация, объединяющая сцену и зал. Падает мягкий,
рождественский снежок, и за стеклом мы видим лица всех действующих лиц. А
затем зрителей угощают шарлоткой, которую пекла во втором акте Тамара.
(Кстати, шарлотку в самом деле готовит – к каждому представлению –
Лариса Саванкова.)
То недолгое ощущение радости, о котором говорил Володин, передается
залу. А еще светлая тоска. Не столько по времени, сколько по людям.
Власть была плохая (хотя и о нынешней добрых слов не скажешь), а люди
прекрасные. И только потом соображаешь, что Тамара и Ильин вряд ли
дожили до наших дней, а Катя и Славик если и дожили, то им по 75 лет, и
они, скорее всего, живут в бедности, как большинство пенсионеров.
А вам еще не вышли сроки? А нам уже пора, пора... Вам результаты перестройки увидеть и кричать ура.
А может быть – уж нас не будет, но с наше поживете вы и на своем развале судеб промолвите вслед нам: увы...