Пьеса Елены Исаевой «Я боюсь любви» идет в
Театре.doc в Москве и в Театре имени Ленсовета в Санкт-Петербурге, но,
по мнению московского режиссера Филиппа Лося, который ставит ее в
Таллинне, этот спектакль нужно играть везде, где понимают по-русски.
«Это безумно театральная, пожалуй, избегу слова «коммерческая», пьеса с
твердой рукой драматурга о любовных переживаниях, написанная на хорошем
русском языке. Она скреплена из реальных фраз реальных людей», —
рассказывает режиссер.
Его лично пьеса заинтересовала прежде всего структурой, до этого он
никогда не пробовал ставить в жанре вербатим — такие спектакли целиком
состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, которые
произносят актеры.
Необычный жанр
«В пьесах, написанных авторами, язык литературный, его можно
стилизовать под любой жаргон, но в этой пьесе разговаривают десятки
реальных людей. Многие сцены соединены из обрывков их разговоров, они
умело склеены драматургом, как аппликация.
Актерам трудно работать, когда язык нелитературен, когда каждое слово в
тексте обязательно, то текст нельзя ломать под себя, изменять. Но когда
они это поняли, приняли, заговорили на языке пьесы, им стало гораздо
легче», — продолжает Лось.
По словам режиссера, любой человек, который вступает или готовится
вступить в новые любовные отношения, должен преодолеть прошлый
негативный опыт.
«Каждый умный человек понимает, что вряд ли будущая любовь будет
вечной, он не может быть уверен, что объект его любви ответит на его
чувства с той же пылкостью, жаром и глубиной, — говорит Лось о пьесе. —
Он понимает, что любовь — это сдвиг сознания, и прежде, чем позволить
себе его, он может невероятным последним рациональным усилием остановить
его».
Если бояться и отрицать любовь, то происходит то, о чем говорит один из
персонажей пьесы: «Прагматизм побеждает — нам кажется, что вот потом
что-то будет, что-то успеем. Но это только кажется. Там, впереди, на
самом деле — усталость и старость. Ну, может быть, более или менее
обеспеченная...».
Известный театральный критик Елена Ковальская пишет о драматурге:
«Елена Исаева — живое доказательство того, что «новая драма»
совершенно не то, что ей приписывает общественное мнение.
Оно, это мнение, называет «новую драму» социальным комментарием,
изложенным матом. Между тем «новая драма» — это не только Сигарев,
Клавдиев и Пряжко; не в последнюю очередь «новая драма» — это Исаева».
Новые открытия
Прочитав пьесу «Я боюсь любви», актеры Русского молодежного театра с
жадностью принялись за ее постановку. По мнению московского режиссера,
их творческий потенциал в Таллинне недооценен.
Этих актеров таллиннская публика знает в основном как хороших
исполнителей детских сказок, а тут он дает им проявить свои актерские
способности на весьма взрослом материале. И не исключает, что спектакль
станет поводом для открытия заново таллиннской публикой Русского
молодежного театра.
Лось знает, что говорит: он более двадцати лет проработал в Московском
театре современной пьесы, был одним из его основателей. Это театр,
который всегда считал своей задачей открытие новых театральных имен.
Например, именно в Московском театре современной пьесы впервые были
поставлены пьесы Евгения Гришковца, начиная со знаменитой «Как я съел
собаку».
«Женя тогда еще не был известен и начал играть спектакль именно у нас.
«Записки русского путешественника» были поставлены у нас, пьеса «Город»
тоже. Мы играли ее в Центре русской культуры в 2010 году в Таллинне, ваш
зритель наверняка помнит этот спектакль. Сейчас у нас идет самая свежая
его пьеса «Дом», в которой играет Александр Гордон. Право первой
постановки пьесы Бориса Акунина «Чайка» тоже было именно у нас», —
говорит Лось.
А этот сезон в театре открылся политическим памфлетом Дмитрия Быкова
«Медведь»: билеты на него раскуплены на много месяцев вперед. «В связи с
волной демонстраций, активности оппозиций, этот спектакль оказался в
высшей степени актуальным, он очень смешной, язвительный и критический»,
— добавил режиссер.
«В первое десятилетие независимости Эстонии мы привозили почти весь
репертуар к вам, Таллинн был всегда для нас постоянной гастрольной
площадкой. Думаю, что многие театральные зрители нас помнят», — говорит
Лось, который не исключает, что его театр будет приезжать на гастроли и в
будущем.
Каждый приезд в Эстонию укрепляет режиссера в мысли, что ее жители —
люди высочайшей театральной культуры. Его поразило творческое устройство
Городского театра, в который он попал сначала как зритель, а потом смог
познакомиться и с тем, как этот организм устроен изнутри — по его
мнению, идеально.
Самый лучший спектакль
«Эстонские артисты классные, профессиональные, эмоциональные, —
признался он. — В последнее время я посмотрел в Эстонии несколько
великолепных спектаклей. Особенно бы отметил «Кто боится Вирджинии
Вульф?» в театре No99». А постановка «Мы, герои» по пьесе Жана-Люка
Лагарса в Городском театре, по словам Лося, — это один из лучших
спектаклей, которые он вообще видел в своей жизни.
«Это удивительно, насколько эстонцы любят театр. По статистике вашего
Союза театральных деятелей, в прошлом году у вас было продано 900 тысяч
билетов на театральные представления.
Если учесть общую численность населения страны, исключив грудных
младенцев и, скажем, еще несколько категорий граждан, то получается, что
для эстонцев театр необходим, как хлеб или солнце», — говорит Лось.
«Хочется, чтобы и русскоязычное население Эстонии зажило такой же насыщенной театральной жизнью», — добавил он.
Спектакль
«Я боюсь любви» Автор пьесы: Елена Исаева Режиссер: Филипп Лось В ролях: Алла Миловидова, Константин Седов, Виталий Васильев, Дмитрий
Соболевский, Алиса Лучина, Екатерина Рачек (она же балетмейстер
спектакля) 16, 17, 24 февраля, 16 и 30 марта Русский молодежный театр (ул. Калевипоя, 10)