Обзор наиболее популярных книг прошлого
года в субботнем номере Postimees на эстонском языке показал, что
абсолютными лидерами в этом рейтинге стали жизнеописания.
Поскольку объем и зрелость литературы принято измерять состоянием
такого жанра, как роман, а в прошлом году в числе популярных изданий не
оказалось ни одного эстонского романа, то это дало моей коллеге Ребекке
Лотман повод озаглавить свою обзорную статью так: «Прощай, роман!».
В
январском номере Looming один из ведущих писателей молодого поколения
Ян Каус также отмечает, что урожай прозы в 2008 году был весьма скуден.
Он перечисляет причины, объясняющие застой эстонского романа, и в числе
прочих называет дефицит состоятельности и терпения у писателей, что
необходимо для выхода из линеарного времени.
Год на
год не приходится, и в новом году в этом жанре вполне может зажечься
звезда нового романа, который захватит широкие массы читателей.
Но
вот что касается издательского рынка, то тут никак не обойти
властвующую на нем стихию спроса и предложения. Критерии эстетической
глубины и сакральной высоты там могут и не действовать. Все определяет
нивелированный до среднего вкус.
Вот как об этом писал Милан
Кундера в своем сборнике эссе «Искусство романа»: «Роман (как и вся
культура) все больше оказывается во власти масс-медиа; однако они, как
факторы выравнивания мировой истории, расширяют и канализируют процесс
редукции; распространяют по всему миру одинаковые упрощения и клише,
приемлемые для как можно большего числа людей».
Если во времена
расцвета романа в XIX веке именно он, напечатанный на последних полосах
газет, увеличивал тиражи изданий, то спустя полтора века медиа
действует разрушающе для литературы (понятия литературы). Медиа живет
за счет тех же самых историй, что составляют и ядро романа. Но она
передает их в сыром виде, с киношной скоростью.
Порой все мы
ощущаем себя словно в Голливуде. Подавайте нам все новые истории! Если
нет истории, нет и жизни! Радости и горести людей интересны, в первую
очередь, на фоне этих историй!
Роман и в широком смысле
подлинная литература являют собой исследование бытия человечества.
События, истории и сама жизнь являются лишь рамой этого исследования.
Значит, настоящая литература должна изо дня в день приподнимать нас над
окружающей действительностью. Литературное слово должно возвышать
читателя, а не равнять его на прозу жизни, и уж тем более не принижать
его мир ценностей.
Конечно, это романтическое представление о
художественной литературе. На широкий рынок с этим не пробиться. И не
надо. Но вот что необходимо, так это говорить детям о великой силе
слова. В надежде, что когда они станут взрослыми, то сумеют распознать
хорошее и плохое, отличить высокое от низкого.