Легендарный эстонский фотограф Калью Суур,
отметивший в прошлом году свое 80-летие, трудится, не покладая рук. 27
августа состоится его новая выставка, 144-я по счету.
Интерес
к фотографии у Калью Суура идет если не из детства, то точно из
молодости. Проработав 26 лет на трикотажной фабрике Marat
слесарем-механиком, Суур из сугубо технической профессии ушел в
творческую, о чем ничуть не жалеет.
«Я и раньше занимался
фотографией, еще до армии. Одно время я обслуживал реактивные самолеты
и как-то получил по тем временам много денег — 400 рублей. Тогда и
купил фотоаппарат», — вспоминает Суур.
Нашлось в его жизни
место и для спорта. Когда он после армии пришел работать на фабрику,
ему сразу предложили взять на себя физкультурную работу.
«Я
занимался бегом на длинные дистанции и спортивной гимнастикой. В армии
мог 33 раза подтянуться, говорили, что это — рекорд дивизии. А у меня
просто легкие кости, я, как птичка, могу летать. Но спорт я все-таки
бросил, потому что не слишком гибкий», — улыбается фотограф.
Черно-белая классика Последняя
выставка, как уточнил Калью Суур, 143-я по счету, прошла в августе
этого года в Финляндии. Она включала многие работы, сделанные в рамках
юбилейной выставки, состоявшейся в Таллинне в прошлом году. Помимо
этого, Суур порадовал финнов и новыми работами, даже добавил несколько
цветных снимков, хотя обычно их не делает.
«Создание цветных
фотографий — процесс трудоемкий, да и результат плохой: цветные снимки
со временем бледнеют. Я считаю, что черно-белые фото — это классика. И
музеи тоже хотят только черно-белые работы», — утверждает Суур.
Любимые
темы фотографа — юмор, дети и культура. По его словам, чтобы поймать
смешной момент, особых навыков не требуется. Здесь все дело в
наблюдательности и везении.
«Надо уметь наблюдать за тем, что
происходит вокруг. Ходишь по городу, аппарат на шее, руки свободны —
никаких чемоданов, никаких вещей, поймал момент и снял», — объясняет
профессионал.
Несмотря на то, что искусство фотографии сделало
большой шаг вперед, Калью Суур до сих пор снимает пленочным
фотоаппаратом, доказывая тем самым, что профессионал может работать с
любой техникой и качество работ от этого не страдает.
«У меня
только пленочный фотоаппарат, сменной оптики нет. Вспышку вообще не
использую, поскольку ничто не заменит дневной свет», — говорит Суур.
Однако к современным фотографам Суур относится с уважением, отмечая, что у них есть много достойных восхищения работ.
«Когда
надо поймать момент, особенно на репортажном мероприятии, нужно делать
много снимков. Сейчас камеры это позволяют. Но это не для меня, потому
что мне надо, во-первых, купить такой фотоаппарат, во-вторых, научиться
пользоваться и в-третьих, освоить компьютер, чтобы работать с
современной техникой. А я уже стар, чтобы заниматься таким молодежным
делом», — замечает фотограф.
Долгое время Калью Суур работал в
газете Sirp ja Vasar, публиковали его фотографии и другие газеты и
журналы. Суур первым в Эстонии опубликовал фото обнаженной натуры в
советской прессе, однако даже тогда никаких негативных отзывов в его
адрес не появилось.
И сейчас Суур подходит к подобным съемкам
со всей ответственностью, по его словам, съемку скрытой камерой он
использует только для того, чтобы заснять смешной интересный момент.
«Я
не могу пойти на пляж и иподтишка снимать женщин крупным планом. Это
хулиганство, так делать нельзя. Модель нужно уважать. Надо, чтобы
человек мне доверял, все должно быть только с его согласия», — говорит
фотограф.
Сейчас Калью Суур часто фотографирует в столичном
кафе Kuku, где является постоянным посетителем. Делает портретные
фотографии, часто снимает известных деятелей культуры.
Калью
Суур не без гордости рассказал, как однажды ему удалось
сфотографировать легендарного французского фотографа Анри
Картье-Брессона, гуляющего по улицам Старого города. Брессон был
известен в мире своими работами и запретом себя фотографировать. Однако
для Суура он сделал исключение.
«2 мая 1973 года в Старом
городе проходила велогонка на приз газеты «Молодежь Эстонии», я взял
фотоаппарат и пошел гулять по городу. Встретил там знакомого фотографа
Виктора Самуила, который спросил, не хочу ли я познакомиться с
Брессоном», — рассказывает Калью Суур.
Когда Самуил познакомил
фотографов, Суур рассказал, что побывал на выставке «Лицо Франции», где
было много фотографий Брессона, и стал расспрашивать о его работах.
Брессон удивился: в Москве его никто не знал, а в Таллинне, как
оказалось, знают.
Потом он попросил показать работы эстонских
фотографов, и, поскольку мастерская Суура тогда находилась в центре
города, в подвале Дома писателей, они пошли туда.
Братья по душе «Я
показал Брессону несколько снимков, он некоторые похвалил. Тогда я
признался, что это — мои работы, и попросил разрешения его
сфотографировать. Самуил, который одновременно был и переводчиком, и
сопровождающим, возмутился и сказал, что Брессон запретил себя
фотографировать, но просьбу мою Брессону все-таки перевел. И Брессон
разрешил», — вспоминает Суур.
По словам фотографа, когда на
одной из своих выставок в Москве он показал снимок Анри
Картье-Брессона, гости удивились тому, что ему это удалось. На что Суур
ответил: мы — братья по душе.
Дружба Суура и Брессона
продолжалась долгие годы. Калью Суур с гордостью отмечает, что в одном
финском журнале его даже назвали «Балтийским Картье-Брессоном».
В
отличие от французского фотографа, Суур спокойно относится к тому, что
его самого фотографируют, даже шутит по этому поводу: «Меня много
снимают, поэтому я такой худой».
Сейчас фотограф Калью Суур
готовится к своей следующей выставке, которая пройдет с 27 августа по 7
сентября в столичной гостинице «Европа» в галерее Absurdum Art. На
выставке будут представлены как уже известные его работы, так и
совершенно новые. Главная тема выставки — видные люди Эстонии разных
лет и разных профессий.
Выставка
С 27 августа по 7 сентября Таллинн, гостиница «Европа» Галерея Absurdum Art Тема выставки — видные люди Эстонии разных лет и разных профессий Вход свободный
Калью Суур
• Родился в Таллинне 18 февраля 1928 года. • Первый фотоаппарат купил в 1952 году. • В 1981 году работал фотографом в газете Sirp ja Vasar. • В 1978 году получил титул фотохудожника AFIAP (Международной федерации фотоискусства). • Автор более 140 персональных выставок по всему миру.