В России популярна шутка: «Между великой Эстонией и великим
Тихим океаном есть лишь одна преграда – крошечная Россия». Эстонскому
кино удалось эту преграду в каком-то смысле преодолеть: оно уже
добралось до Тихого океана.
На международном кинофестивале Pacific Meridian, посвященном
кинематографу азиатско-тихоокеанских стран и прошедшему с 11 по 17
сентября во Владивостоке, эстонским фильмам была выделена специальная
программа.
«Меридианы Тихого» входят в число крупнейших российских фестивалей.
Здесь можно увидеть свежее и актуальное кино из Азии и Латинской
Америки, в жюри фестиваля бывали и продюсер Ларса фон Триера Вибеке
Винделов, и нынешний каннский триумфатор Апичатпонг Вирасетакун, в
прошлом году звездой фестиваля стала Катрин Денёв, а в нынешнем – Жерар
Депардье.
Программа «В фокусе Эстония» – стала частью более обширной панорамы «Хождение
за три моря», в которую вошли также лучшие образцы турецкого и
мексиканского кино. Однако центром этого триптиха стала именно Эстония.
«Все три страны находятся на морском побережье, но расположены в разных
точках планеты, – сказал программный директор фестиваля Юрий Гончаров. –
Мы пошли на эксперимент и соединили в одной панораме три очень разных
кинематографа. Эстонское кино сейчас на подъеме. Спящий проснулся. В
отличие от турецкой и мексиканской секций в эстонской мы показываем как
полнометражные фильмы, так и короткий метр: "Друг, я тебя уважаю",
"Поросенок", "Провинциалы" и "Экология", а также документальный фильм
"Диско и атомная война" Яака Килми».
Главными современными эстонскими режиссерами во Владивостоке считают
Андреса Туйска (у него в программу взяли фильм «Ограбление») и,
разумеется, Вейко Ыунпуу. «Искушение святого Тыну» попадет на один из
московских фестивалей в октябре, потому отборщики «Меридианов»
довольствовались «Осенним балом», вышедшим еще три года назад. «Вейко
Ыунпуу – уже состоявшаяся звезда мирового кино, – считает программный
директор фестиваля. – У нас не получилось показать "Святого Тыну", но мы
всё равно включили в программу ранний фильм режиссера, потому что это
просто невероятное кино».
Одним из расхожих стереотипов, связанных с прибалтийским кино,
руководство фестиваля считает "детективные истории про западную жизнь".
«В Советском Союзе эстонский кинематограф был не самым популярным, – сказал Гончаров. – Теперь это самый сильный кинематограф на
пространстве бывшего СССР. Советский зритель более или менее знал разве
что Кальо Кийска – не сомневаюсь, что в Эстонии в этом году отметят его
юбилей. Литва и Латвия добросовестно поставляли фильмы, формировавшие
стереотипное восприятие балтийского кино, сохранившееся еще у старшего
поколения. Мы пытаемся разрушить стереотипы и выбрали для этой цели
Эстонию как наиболее ярко раскрывшуюся в кинематографе европейскую
страну».
Аншлагов на эстонских фильмах, правда, не было, больше всего
владивостокских зрителей интересовал «Осенний бал». Но, как сказал программный директор фестиваля, главное, что эти фильмы показывают на
другом конце света.