Не многие города Европы могли бы похвастаться тем, что построены они... собственными градоначальниками. Таллинн — может. Причем
не только в переносном, но и в самом что ни на есть буквальном смысле:
как минимум два столичных мэра имели диплом инженера-строителя. Здания,
построенные по их проектам, если и не относятся к
достопримечательностям Таллинна, то безусловно формируют архитектурную
среду исторических предместий города.
Лендеровский дом 18 февраля 1876 года в семье таллиннского строительного подрядчика
Лендера родился сын Вольдемар. Окончив в родном городе
Александровскую гимназию, юноша в 1896 году поступил в
Санкт-Петербургский университет, откуда на следующий год перевелся в
Технологический институт. По возвращении на родину Лендер некоторое
время работал инженером на заводе «Двигатель». В 1904 году он был
избран депутатом Ревельской городской думы, а в 1906-м занял на семь
лет кресло главы городского самоуправления и строительной комиссии при
нем.
В историю Таллинна Лендер вошел не только как первый за все время
существования города мэр-эстонец, но и как провозвестник принципов
типового жилищного строительства. Двухэтажные жилые дома начала ХХ века
и по сей день мелькают в риэлтерской рекламе под именем «лендеровские».
Оказавшись на улице Кёлери, обратите внимание на дома под номерами 10 и
12, а на улице Кёйэ — под номером 1а: так, в представлении
современников, выглядело типичное жилье ревельского «среднего класса»
столетней давности.
Подпись Лендера стоит и на проектах каменных зданий. Большая часть их,
к сожалению, не сохранилась. Так, при строительстве ультрасовременного
жилого дома на бульваре Каарли, 6 было снесено одно из таких, а
возведение Национальной библиотеки на Тынисмяги поставило точку в
биографии одного из псевдоготических особняков, располагавшихся на ее
нынешнем месте. В утешение можно лишь отметить, что сам мэр автором их
проектов скорее всего не был, а лишь визировал составленные другими
архитекторами проекты. На все руки Уроженец Ляэнемааской волости Хаймре, бывший студент Рижской
православной духовной семинарии и выпускник Рижского политехникума
Антон Уэссон примечателен, прежде всего, своим рекордным сроком
пребывания на посту главы таллиннского самоуправления. Столицу он
бессменно возглавлял полтора десятка лет: с 1919-го по 1934 год. В
последующие шесть лет пребывал в должности вице-мэра. За что и
поплатился при советской власти: сосланный в Сибирь, он был казнен в
Свердловской тюрьме 13 апреля 1942 года.
Архитектурная деятельность Уэссона приходится на последнее
предреволюционное десятилетие. В 1909-1912 годах он работал в
строительном бюро Лендера, а позже выступал в роли частного
строителя-подрядчика. До начала Первой мировой войны по его проектам в
Таллинне было выстроено свыше трехсот зданий. Двух- и трехэтажные
деревянные дома с расположенной посередине фасада каменной лестничной
клеткой, на улицах Пельгулинна или Каламая, — почти наверняка работы
Уэссона. Обладающий безусловным архитектурным вкусом, он порой позволял
себе своего рода «рефлексию». Так, например, выстроенный им жилой дом
на улице Каупмехе, 8 по своей композиции повторяет здание театра
«Эстония». Часовня же кладбища Рахумяэ — «реплика» двухбашенного
силуэта церкви Каарли.
На посту мэра Уэссон архитектурной практикой непосредственно не
занимался. Однако ряд градостроительных проектов был осуществлен под
его руководством. Например — заключение в канализационный коллектор
превратившейся в сточную канаву речки Харьяпеа. Или — строительство
фильтрационной станции таллиннского водопровода. Прославился Уэссон и
как активный поборник электрификации столицы. При пуске новой линии
электротрамвая по Пярнускому шоссе глава самоуправления лично занял
место вагоновожатого и провел вагон от площади Свободы до угла улицы
Роозикрантси.
Неистребимый горб Сын рабочего с «Двигателя» Александер Хендриксон ни архитектором, ни
строителем по специальности не был. Эвакуировавшийся из Таллинна в
феврале 1918 года перед наступлением немецких частей, он избрал себе в
советской России административно-управленческую стезю.
Неудивительно поэтому, что уже осенью 1944 года сорокадевятилетний
«коммунист из эстонцев» был направлен в Таллинн. Городскую власть он
возглавил в 1945 году. И возглавлял город до 1961-го, почти побив
«рекорд» Антона Уэссона.
Собственно, все послевоенное восстановление Таллинна проходило в годы
правления Хендриксона. Однако имя его запечатлелось в городском
фольклоре исключительно в связи с одним объектом: виадуком на Пярнуском
шоссе. Сооруженный в 1959 году по разработанному в Ленинграде проекту
виадук стал известен горожанам под непочтительным прозвищем Hendriksoni
küür. «Хендриксоновым горбом» первый трамвайный виадук в городе
окрестили неспроста: слишком уж крутым он получился. Электрическому и
бензиновому транспорту приходилось прилагать немалые усилия для его
преодоления.
И вот что любопытно: в 1986 году первоначальный виадук был заменен
более современным. Более широким и менее крутым на подъеме. А название
«Хендриксонов горб» до сих пор осталось. И даже в качестве народного
топонима попало на страницы двухтомной энциклопедии «Таллинн», изданной
в 2004 году. Странно, что статья, озaглавленная «Лендеровский дом», в
ней почему-то отсутствует...
Йосеф Кац, stolitsa.tallinn.ee
|