Портал Openspace.ru рассуждает о феномене эстонской анимации и ее влиянии на международную мультипликацию.
«Осенью прошедшего года Музей кино показал Москве эстонскую анимацию.
Ретроспектива была составлена с размахом: десяток программ новых и
старых фильмов, в том числе редкое кино, которого нет ни в Интернете, ни
на дисках.
Мультипликация в Таллинне возникла довольно поздно. Государственной
воли на то не было, а потому развивалось мультпроизводство сумбурно,
медленно и неуклюже. В 1958-м появилась первая студия, до 1962 года на
ней работал всего один режиссер, к концу шестидесятых их число возросло
до трех (а к этому моменту, между прочим, большинство соцстран имели
развитую анимацию со своими традициями).
И сегодня в Эстонии выпускается куда меньше мультфильмов, чем в той же
России, зато каждый второй становится международным событием.
Порой даже появляется ощущение, что Эстония то ли предвосхищает, то ли
диктует мировую анимационную моду. С одной стороны, чем дальше, тем
сильнее становится влияние Прийта Пярна и его школы.
С другой — все больше обращает на себя внимание альянс мультипликаторов
с Nukufilm, открывающий новые пути для кукольного кино. И не только.
Нервный, ультрасовременный дизайн, абсурдный, порой диковатый юмор,
сложная образность — эти особенности эстонской анимации все больше
привлекают поклонников и подражателей».