Награды Театрального союза нашли своих обладателей
Премии. Во вторник Эстонский театральный союз вручил ежегодные премии
лучшим актерам, танцорам, постановщикам и другим театральным деятелям.
Солистка театра «Эстония», балерина Алена Шкатула получила премию за
роли в балетах «Манон» и «Розалинда». Для выпускницы 2003 года Балетной
школы Минска роль Манон Леско стала восьмой главной партией в карьере и
при этом знаковой — она принесла балерине первую значимую награду.
«Я совершенно не ожидала, у меня был шок. Честно говоря, до сих пор не
верится. Ведь это моя первая награда, первое долгожданное признание», —
призналась Алена Шкатула.
Маленький принц в жизни и на сцене
По словам балерины, роль Манон давно была для нее мечтой и вот она
наконец-то сбылась. «Я очень хотела исполнять эту партию, можно сказать,
что роль нашла меня сама, а подтверждение этому — награда Театрального
союза. Балет редкий, дорогой, но театр получил лицензию на постановку.
Мечты действительно сбываются», — сказала Алена.
По словам балерины, она старалась сделать свою героиню ближе к себе,
показать ее не такой коварной, как это прописано в либретто. Именно о
Манон в исполнении Алены Шкатула в одном из интервью очень тепло
отзывалась прима-балерина Кайе Кырб.
«Я стараюсь создать индивидуальный образ своей героини, это касается не
только Манон. Поэтому я принципиально накануне премьеры не смотрю, как
другие артисты исполняют ту или иную роль, ведь это все равно
накладывает какой-то отпечаток. Лучше быть собой», — добавила Алена
Шкатула.
Оксана Тралла (Титова) получила премию Эстонского театрального союза за
постановку «Маленький принц» в театре «Эстония», в номинации
«Танцевальная постановка».
Для хореографа это далеко не первая награда: в 2006 году Союз
театральных деятелей отметил ее работу «Последний волосатый» («The last
hairy») (вместе с Тааветом Янсеном, в зале Канути гильдии), в 2008 году
Оксана была удостоена премии за танцевальный спектакль «Гамлет» в театре
«Эстония», а в 2009 году ее постановка «Кошка предсказывает будущее
лучше человека» в зале Канути гильдии также была номинирована на премию.
Кроме того, Оксана Тралла неоднократно была номинирована на премию
Филипа Морриса.
«Я не ожидала, что получу премию, — призналась Оксана. — Когда я попала
в список номинантов, то была очень рада, и мне казалось, что этого уже
вполне достаточно. Но, конечно же, я очень рада такому решению жюри»
По ее словам, работа над постановкой, открывающей мир Антуана де
Сент-Экзюпери, стала одной из самых продолжительных в ее карьере. Идея
постановки появилась очень давно. «Маленький принц показался нам
логическим продолжением принца датского.
Очень важно и особенно было то, что параллельно с постановкой спектакля
я ждала появления и своего настоящего «маленького принца». Якоб родился
уже после премьеры, успокаивался и засыпал под музыку, когда мы
просматривали видеоматериал. Я ему очень благодарна за его терпение и
понимание», — поделилась хореограф.
Теплые отзывы зрителей и критиков
Постановка «Маленький принц» была тепло встречена публикой и собрала
прекрасные отзывы, в зале, по словам Оксаны, присутствовали зрители
разных возрастов — от трех лет и до бесконечности.
«Пропорции, музыка, движения, видео — это были сложные решения,
принимать которые нужно было постановщику. Однако «Маленький принц» —
это все же групповая работа, и видеохудожника Андреса Тенусаара,
композитора Таави Керикмяэ, художника Эло Сооде, и, конечно, танцоров, я
считаю своими полными соавторами», — сказала Оксана Тралла, которая
сейчас репетирует свою новую постановку «Как играть себя». Премьера
состоится 30 апреля в Художественном музее KUMU.
«Это будет такой камерный спектакль к Международному дню танца, я
постараюсь играть не столько себя в прошлом, сколько то, какой бы я
хотела быть. Спектакль ставился в сотрудничестве в Яаком Сапасом, с
которым мы вместе учились в Таллиннском университете.
После окончания университета прошло десять лет, и в постановке можно
вернуться в юношество, вспомнить свои идеалы. Не знаю, как воспримет
такой спектакль-размышление публика, но для меня это очень важно. Я
много работала с танцорами, но не с самой собой, настало время и для
этого», — рассказала хореограф.
Три работы покорили членов жюри
«Хрустальный башмачок», который вручается молодым талантливым артистам,
получил танцор балета Евгений Гриб. «Я знал, что был номинирован, но не
подозревал, что буду награжден», — признался Евгений.
По его словам, жюри отметило целых три его работы, причем одна — еще
школьная. Это были спектакли «Дом Бернарды Альбы», «Разговор с лебедем» с
Кайе Кырб, который ставил Дмитрий Харченко, и «Щедрое дерево»,
поставленное хореографом Мариной Кеслер к прошлогоднему фестивалю
«Нарген».
Сегодня молодой и талантливый артист занят репетициями к премьере,
которая пройдет уже 2 апреля в Русском театре и 4 июня в Национальной
опере «Эстония». Это дебютная постановка созданного в этом году
международного танцевального театра Т-Ballett. Бывший педагог Евгения
Гриба, постановщик Тыну Вейлер, позвал его и его сокурсницу Ксению
Чамову и многих других артистов станцевать в его новой постановке
«Ohlala...Ca s`est passé comme ca («Это случилось так...»).
В категории лучшего театрального работника премии удостоился
технический директор театра Ugala Геннадий Горяев. Лучшей постановкой
2011 года Эстонский Театральный союз назвал «Гильгамеш» театра Von
Krahl. Пеэтер Ялакас стал режиссером года, Лийзи Ээсмаа — художником
года, a Юхан Ульфсак и Эрки Лаур разделили премию за главную мужскую
роль.
1 ВОПРОС
Насколько адекватно были отражены успехи русских театральных
коллективов Эстонским театральным союзом при присуждении премии?
Тыну Ленсмент Советник Министерства культуры по вопросам театра
Судя по приглашениям на различные зарубежные театральные фестивали,
кажется, что эстонский и местный русский театры движутся одинаково. Один
раз один бывает интереснее, другой раз — другой.
Распределение премий Эстонским театральным союзом мне сложно
комментировать, не знаю, насколько основательно жюри смогло ознакомиться
с тем, что сделали театры на русском языке. Но оценка творчества всегда
бывает субъективной.
В Эстонии есть, по крайней мере, четыре объединения, которые делают
театр, на мой взгляд, на довольно хорошем уровне. Лично я больше всего
знаком с Русским театром, Русской театральной школой, театром-студией
«Ilmarine».
По своему опыту могу сказать, что как русский, так и эстонский театр
находятся на хорошем художественном уровне и в 2011 году было сделано
много хороших постановок на русском языке.