Туризм. На июнь-август в ида-вируских спа-отелях уже забронировано от
80 до 100 процентов номеров, менеджеры отелей отмечают заметный рост
числа туристов из России.
В Нарва-Йыэсуу, где немало россиян, финнов и эстоноземельцев отдыхают
из года в год, номера в отелях на время летнего отпуска постоянные
клиенты начинают бронировать еще зимой.
Менеджер по продажам спа-отеля Narva-Jõesuu Татьяна Юусу сказала, что
на период с 25 июня и по конец августа все до единого номера уже
забронированы. По ее словам, местных гостей примерно столько же, сколько
зарубежных, а среди последних преобладают россияне, которых становится
все больше.
«Некоторые россияне бронируют места на лето еще зимой, когда приезжают к нам на Новый год», — сказала Юусу.
По ее словам, россиян не пугает переменчивая эстонская погода — их
привлекает великолепная природа Нарва-Йыэсуу, а также оздоровительные
процедуры, которые предлагает спа-отель.
Россиян все больше
По словам менеджера по продажам самого крупного спа-отеля Нарва-Йыэсуу
—Meresuu Игоря Шустрова, на летний период они ожидают 80-процентную
заполняемость отеля — это почти на 6 процентов больше, чем в прошлом
году. В 2011 году доля гостей из России с июня по август составила 37%.
«Если принимать во внимание, что за первые пять месяцев текущего года
соотношение российского и внутреннего туриста примерно сравнялось, мы
предполагаем и дальнейшую тенденцию к увеличению отдыхающих с востока —
не менее 55-60% этим летом», — сказал Игорь Шустров.
Тем не менее, места в Meresuu еще есть, за исключением, пожалуй, тех
дат, когда в уезде происходит какое-либо крупное мероприятие, например,
прошедший фестиваль «Мост Дружбы» или июльский Bike Fest.
«Еще открыта как прямая, так и интернет-продажа номеров. У нас немало
постоянных клиентов, некоторые сразу бронируют места на следующее лето
или Новый год. В основном, бронирование начинается в марте-апреле, в
рамках традиционной «акции раннего бронирования», — пояснил Шустров.
Проблемы на границе
Менеджер по продажам одного из старейших спа-отелей Ида-Вирумаа —
спа-отеля Toila Мерике Кивисаар-Сандер рассказала, что на июнь у них
забронировано 90 процентов номеров, на июль — 100 процентов. По ее
словам, доля внутренних туристов упала.
«Зато с внешними нет проблем. Ожидаем, что доля российских туристов вырастет до 50 процентов», — сказала она.
Как отметила Кивисаар-Сандер, местные клиенты, как правило, в начале
недели пытаются забронировать номер на выходные, а россияне, финны и
шведы предпочитают планировать отдых заранее, заказывая номера за
несколько недель, а то и месяцев.
Директор небольшого отеля Laagna под Нарвой Дмитрий Мельков
рассказал, что места в отеле пока есть, но нынешним летом они
рассчитывают принять вдвое больше гостей, чем в прошлом. «Россиян в этом
году приезжает значительно больше, но, к сожалению, не столько, сколько
могло бы приехать, не будь пограничных проблем.
Например, петербуржцы, которые хотели остановиться у нас на выходные,
не смогли приехать, так как на обратный выезд из Эстонии на ближайшие
две недели мест нет», — рассказал Мельков.
Постояльцы небольшого отеля приезжают в основном на личных машинах,
поскольку так удобнее совершать поездки в Нарву или Таллинн. «Но в
последнее время те гости, которые не планировали поездку заранее, а
собрались в Эстонию спонтанно, чаще всего оставляют свои машины на
стоянке в Ивангороде и затем пересекают границу пешком», — пояснил
Мельков.
По словам председателя объединения гидов Нарвы Елены Вальме, россиян,
приезжающих отдохнуть в Ида-Вирумаа, привлекает также возможность
побывать в Нарве и Таллинне. «Очень популярны шоп-туры в Нарву по маршруту Fama — Astri — Prisma.
Есть также люди, их не так много, интересующиеся историей, — они
участвуют в городских экскурсиях, едут в Пюхтицкий монастырь в Куремяэ.
Петербуржцы с удовольствием посещают также популярные летние мероприятия
— например, фестиваль «Биргитта» в Таллинне или нарвский байкерский
фестиваль», — рассказала Вальме.
По ее мнению, досуг туристов мог бы быть и более разнообразным. «К
сожалению, далеко не все организаторы интересных мероприятий в Нарве
заинтересованы в том, чтобы привлечь туристов — о многих из них
туристы и турфирмы просто не получают информации», — считает Вальме.