Ей самой как нельзя лучше подходит вынесенное на титульный лист
определение: «Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение
искусства». Больше полутысячи страниц, семьсот иллюстраций,
подробнейшие описания двадцати с лишним архитектурных объектов, без
которых столицу Эстонии попросту невозможно представить. Самое главное,
конечно, – что эти описания сделаны знатоком архитектуры. Они точны,
выразительны, непредвзяты, всегда по делу и удовлетворят самую широкую
аудиторию, от специалистов по зодчеству до туристов, которым хочется
узнать о Таллинне побольше.
Например, рассказ о Ратуше начинается с истории Ратушной площади с X-XI
веков до наших дней с упоминанием разрушенной в годы Второй мировой
войны важни, позорных столбов, канцелярии магистрата. Затем мы узнаем о
том, как Ратуша строилась, как на ней были установлены Старый Тоомас и
два кованых водостока в виде голов драконов, о судьбе множества заметных
элементов, из которых складывается внешний вид здания. Отсюда автор
переходит к интерьеру, дает планы всех этажей Ратуши, рассказывает о
каждом имеющемся там зале, о гобеленах, скамьях, картинах... Все это мы
видим тут же на иллюстрациях. Ощущение присутствия – полное,
информативность – на высшем уровне.
Еще одна замечательная особенность данной книги состоит в том, что
Дмитрий Брунс не ограничивается Старым городом, с самого начала
констатируя: «Понятие "исторический город”, каковым, безусловно,
является Таллинн, не ограничивается лишь наличием памятников
строительного искусства древних веков. Это звание носит город, который
вместе с бережным отношением к своему историческому наследию сохраняет
архитектуру последующих времен, гармонично вошедшую в его сложившийся
облик». Вот почему кроме объектов в Старом городе – от улицы Пикк и
замка Тоомпеа до церкви Святителя Николая на улице Вене – автор включил в
книгу и рассказы о зданиях, возведенных совсем недавно, в советское
время и в последние годы: Национальной библиотеке, Эстонском
художественном музее, Горхолле, Певческой эстраде, Новой синагоге.